Борис Рохленко Грандмастер

Эдвин Лонг, «Вавилонский рынок невест». Почему картина находится в женском колледже?

Эдвин Лонг (1829−1891) — английский живописец, родился в Бате, главном городе графства Сомерсет, в семье художника. Вначале учился в художественной школе Винера, через некоторое время переехал в Лондон и продолжил образование в Британском музее. В 1870 году художник становится членом-корреспондентом Королевской Академии, в 1881 — академиком.

Эдвин Лонг, Вавилонский рынок невест, 1875, Royal Holloway College, Лондон, Англия https://commons.wikimedia.org/

Писал исторические, библейские, жанровые картины и портреты. Побывал в Испании, где на него очень большое впечатление произвела живопись Веласкеса и других испанских художников, что отразилось в некоторых его работах. В 1874 году он путешествовал по Сирии и Египту, в результате его творчество получило новое направление.

«Вавилонский рынок невест» — одно из таких «восточных» полотен. Идея картины была взята из «Истории» Геродота (книга Клио, 196), где тот описал брачный обычай вавилонян. В общих чертах женитьба выглядела так: всех незамужних девушек селения один раз в год собирали на площади — и начинался аукцион. То есть девушек покупали. Торговля начиналась с самой красивой девушки, за ней следовала похуже, а последней оставалась самая некрасивая или увечная. А для того, чтобы она не оставалась обездоленной, аукционер назначал ей приданое из части денег, вырученных на аукционе.

Что мы видим на картине? Действие происходит в большом зале. На переднем плане на шкурах животных (зебра, леопард, лев) сидят девушки — невесты. На лицах большинства из них — некоторая отстраненность, они принимают происходящее как судьбу, с которой бесполезно бороться. Они понимают, что они — домашний инвентарь. Вряд ли это их беспокоит. Наверное, каждую больше волнует, как к ней отнесется будущий муж, как сложится жизнь в чужом доме.

Справа есть два персонажа, которые выпадают из общего зрительного ряда: это молодой человек, явно небогатый, и девица с веселым лицом (художник не избежал соблазна изобразить обнаженную грудь). Не исключено, что ее будут продавать последней и этот юноша получит жену с общественным приданым (было ли так на самом деле или это красивая сказка?).

За спинами сидящих на полу — подиум, на котором стоит невеста (видимо, первая и самая красивая). Рядом с ней — помощница аукционера, которая демонстрирует зрителям достоинства девушки: снимает покрывало.

Слева на трибуне — аукционер. Он обращается к публике: «Кто больше?»

Покупатели напряженно следят за торгами. Сидящий слева весьма пожилой человек с ожерельем в руках, видимо, сопровождает своего сына, который держит в правой руке другой конец ожерелья, а в левой — шкатулку, в которой (видимо) лежат еще какие-то платежные средства — либо слитки серебра, либо драгоценные камни. Возможно, ожерелье представляло собой нанизанные на нитку «вавилонские монеты» — кусочки серебра определенного веса.

Торги только начинаются. В торговле могли участвовать и бедные, и богатые — все решал аукцион. Геродот с сожалением отмечает, что этот прекрасный обычай исчез…

P. S. У этой картины очень интересная история. В 1882 году ее купил Томас Холлоувей — продавец патентованных лекарств и филантроп, основатель первого в Англии учебного заведения для женщин, которое в 1886 году получило официальный статус из рук королевы Виктории. Картина до сих пор находится в этом колледже — Royal Holloway College.

В свое время помещение такой картины в колледже для женщин могло служить учащимся напоминанием о бесправии женщин в прошлом. Вероятно, Холлоувей думал, что созерцание этой картины пробудит в студентках страстное желание избавиться от статуса товара на рынке невест.

Обновлено 21.11.2015
Статья размещена на сайте 13.11.2015

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: