Вот например…
Женщина всё хорошеет — от простой работницы-лимитчицы до такой себе дамочки. Светлый путь, само собой. Платочек преобразовался в шляпку, носочки пропали, появились модные лодочки на каблуке, платья всё элегантнее.
Увеличение сумок, которые она тащит, вероятно, должно свидетельствовать о росте благосостояния. Ну, по сравнению с послевоенным голодом 46−47-го, год 53-й, наверное, в самом деле был полегче. Но вот вид принаряженной дамочки, которая прёт два тяжеленных баула кило по пятнадцать каждый, это да, это сильно радует. Что делать, таскали и радовались: есть что таскать.
Смотрим иллюстрацию Левона Генча «Никакого труда»…
Городская квартира. Особой роскоши нет, но есть некое благополучие. Мать семейства занята рукоделием. Исторический диван с валиками, радиоприёмник и салфетка углом — концептуальная салфетка! Абажур! Изображён нерадивый школьник (тетрадки побросал) и обеспокоенная мать. Подпись к картинке:
— Ты почему не готовишься к экзаменам?
— Не волнуйся, мамочка, у нас в школе двоек не ставят…
В ряде школ ученикам ставятся завышенные отметки.
А вот и служебное помещение. Тоже интересно/
— Почему так обиделся наш комсорг?
— Ещё бы! Назвали старым бюрократом, а ему всего 20 лет.
Контора пятидесятых немногим отличается от Геркулеса. Спокойно можно представить тут и Корейко, и Кукушкинда, и Полыхаева с Серной. Продавленный диван, шкафчик типа гей-славяне, допотопный стол. Машинка. Дорожка красная, официальная. Часы с маятником. Лампы. Идейно летящая пролетарка с мотором. В носочках и модной курточке. Слева — сотрудники читают остросатирическую стенгазету «Не в бровь, а в глаз», где, вероятно, и раскритикован комсорг, который пригорюнился у окна. Кому же хочется прослыть бюрократом, а ведь он так старался. Обидно. Но от наследия прошлого надо было решительно избавляться!
А ещё вот от чего надо было избавляться.
Идея вбивать мораль гвоздями в мозг как-то пугает. Но историческая правда прежде всего. Рассматриваем.
На заднем плане — уезжающие от старого быта в новый. В новом быту понадобятся аквариум, пылесос, комбайн (или это телевизор? кажется, комбайнов ещё не было?), холодильник и лыжи. Лампа-подхалим казённого типа со складной ногой. Вентилятор. Бытовые приборы рулят! Впервые промышленность обратилась к товарам группы Б. Кто помнит, тот помнит.
А что выбрасываем? Смотрите, какой стул! Практически мастера Гамбса. Часы с кукушкой и с шишками! Патефон! Слоники… СЛОНИКИ! Портреты дедушек — тоже на помойку?.. Или это вышедшие в тираж вожди? Вряд ли, скорее всё же дедушки — на помойку дедушек… Примус, самовар, умывальник — рановато было еще в 53 году выбрасывать! А за всякими прялками и коромыслами — лет через 20, в 70-х, началась настоящая охота.
В общем-то всё, что тут предписано выбросить, на самом деле стоило бы подобрать и сохранить. Ну что поделать. Время такое было.
И ещё один нехороший человек.
Какой может быть коммунизм, если кошка, подушка, чай с вареньем и гитара? Долой! А ещё и торт — ну, разложенец! Варенье и печенье — гиперссылка на Плохиша?
С одной стороны, в это время уже полным ходом шла агитация зажиточного, крепкого быта. Что мы и видели выше. А с другой стороны — атрибутами безыдейного разложенца почему-то рисуют чайничек, подушку и варенье.
Кажется, мы уже малость выбились из идеологического поля, потому что, вообще-то, трудно понять, почему в коммунизм нужно идти с пылесосами и вентиляторами, но без кошек, без подушек и без варенья.
Хорошо, что он так и не настал…
У нас в доме много вещей выбрасывают. Как-то подобрал арифмометр, как в канцелярии у товарища Дынина.
0 Ответить
Всё бы ничего в статье, даже интересно по ностальгировать... если бы не последняя фраза...
и кому хорошо? Ясно - автору! Сразу видно: сейчас он счастлив!
Оценка статьи: 1
0 Ответить
Людмила Розова, самое забавное, что коммунизм настал. Как раз примерно к 80-му году. Люди были сыты, одеты, обуты. Имели доступ к образованию и культуре.
Вряд ли Маркс формулируя в середине 19-го века "каждому по потребностям" имел в виду какие-то еще потребности.
Вот всеобщее счастье от удовлетворения базовых потребностей всех членов общества не настало. А вместо этого настал безудержный рост потребностей высших порядков. Но социализм свою задачу выполнил. Потому и ушел в прошлое.
0 Ответить
В детстве я «пострадал» из-за карикатуры в «Крокодиле». В начале 50-ых годов какой-то американский дипломат во время переговоров в Москве положил ноги на стол (я думаю, на журнальный столик, но это не имеет значения). И вот мои родители со своими друзьями, такими же, как тогда говорили, ИТР-авцами разглядывают «Крокодил» с карикатурой , на которой тощий американец положил ноги на стол. Подпись гласила: «Посади свинью за стол, она и ноги на стол». Взрослые обсуждали комментарии к карикатуре, где говорилось, что американцы даже когда едят, кладут ноги на стол.
Меня это заинтересовало и через несколько дней за обедом, когда мама поставила передо мной тарелку с супом, а сама пошла на кухню, я положил одну ногу с одной стороны тарелки, а другую с другой стороны и «приступил к трапезе». Суп оказался на моей рубашке. Вернувшаяся мама поохала, поменяла мою рубашку и поставила на стол тарелку с котлетами и еще с чем-то. Дождавшись, когда мама вышла, я положил обе ноги с одной стороны тарелки и взял в руки вилку... котлеты оказались на полу.
Потом я стоял в углу и думал о том, что нельзя верить тому, что пишут в газетах и журналах.
1 Ответить
Классная статья!
Слоники? Что это? Я не увидел.
Г-жа Старохамская, Вы забыли клетку. Это канарейка?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Олег Стражников, слоники это знаменитые 7 слоников на счастье. Канарейка, конечно, символ мещанства.
0 Ответить
У нас дома было несколько самодельных альбомов-"дайджестов" с вклеенными (и свернутыми иногда ()) вырезками из "Крокодила" - карикатуры и разный юмор в рубриках "Улыбки разных широт", "Нарочно не придумаешь" и др.
Часто перелистывал, потом даже сам участвовал в вырезке-поклейке. И художники узнавались по манере рисования.
Было время. Спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Молодец автор! ))).. Приятная статья. Вам в подарок воо-он та композиция на стене. А что? Очень современная вещь.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Очень современно звучит старое, не правда ли? Картинка из книги "Русский язык в картинках" семидесятых годов.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вячеслав Старостин, очень уж унылый пейзаж. Это абсолютно национальная специфика
0 Ответить
Нет уж, старое - это самое новое после обработки, естественно. Несколько томов-альбомов архива. Настоящее богатство.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Никогда не выбрасываю старое "просто так". Сначала внимательное изучение, затем - в архив понравившееся. Уже более тридцати лет собираю очень нужное старое. Ведь это великолепный материал для вдохновения!.. Как там?.. Новое - хорошо забытое старое?
В наглядной агитации участвовали только лучшие художники под присмотром партии. Так что есть чему поучиться. В смысле техники ремесла художников.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Вячеслав Старостин, довольно топорными были эти плакаты. Рубленые лица, однообразные художественные приемы...
0 Ответить
У меня соседи на помойку хотели выбросить подшивки журнала "Советский Экран" за начало 60х. Попросил у них, посмотрел, потом выбросил.
Запомнилось - конкурс лучший фильм года.
Первое место - "о пердовиках на заводе", "о пердовиках в колхозе", третье место "9 дней одного года"...
А самым худшим фильмом года в конкурсе оказался "Человек-амфибия"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов,
"Девять дней одного года"
Прокат — 23,9 млн зрителей
Лучший фильм 1962 года, Алексей Баталов — лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран».
Большая премия «Хрустальный глобус» Международном кинофестивале в Карловых Варах (1962)
Главная премия на кинофестивале трудящихся в Чехословакии (1962)
Почётные дипломы международных кинофестивалей в Мельбурне (1965) и Сан-Франциско (1962)
Лучший иностранный фильм в польском прокате (1962) по решению жюри клуба польской кинокритики
Государственной премии им. братьев Васильевых (1966) удостоены режиссёр и сценарист М. Ромм, сценарист Д. Храбровицкий, оператор Г. Лавров, художник Г. Колганов, актёр А. Баталов.
0 Ответить
Игорь Вадимов, это по официальной версии. А на деле народ ломился на "Человека-амфибию" и не ходил на перьдовиков.
Хотя фильм (Ч-А) не сказать чтоб особо гениальный, но в общем запомнился довольно ярко.
А какое столпотворение было, когда пошел Фантомас!!! куда там перьдовикам
0 Ответить
К. Ю. Старохамская, так ведь и я - о том же...
Оценка статьи: 5
0 Ответить