Галина Резапкина Мастер

«Выживший»: смотреть или не смотреть?

В день премьеры в ближайшем кинотеатре все билеты на фильм были раскуплены. Но не все счастливчики досидели до конца. Уходили девушки, и я их понимаю, хотя выдержать два с лишним часа и не дождаться развязки нового фильма оскароносного режиссёра мне было бы обидно.

Алехандро Иньярриту и Леонардо Ди Каприо на съемках фильма «Выживший» http://weburg.net/news/54194

Прежде, чем мексиканец Алехандро Иньярриту взялся за работу над этой картиной, сценарий побывал в руках трёх режиссёров, каждый из которых видел своих исполнителей главных ролей. Для Иньярриту Леонардо Ди Каприо был настолько важен, что он в 2012 году приостановил производство фильма из-за того, что актёр был занят. Чтобы не простаивать, режиссёр снял оскароносный «Бёрдмэн» (2014), а затем продолжил работу над «Выжившим» (The Revenant), более точный перевод — «Вернувшийся из небытия».

Леонардо Ди Каприо ради роли Хью Гласса отказался от главной роли в фильме «Стив Джобс». Наверное, в роли Джобса актёру-вегетарианцу не пришлось бы есть сырое мясо и живую рыбу, нырять в ледяную воду, согреваться в чреве мёртвой лошади. Но Ди Каприо знал, на что идёт: итогом стала документальная достоверность глубоко трогающих зрителя событий.

Фильм снят по одноименному роману Майкла Панке (2003), основанному на реальных событиях. Время и место действия — 20-годы XIX века, Скалистые горы. Североамериканские индейцы ещё сопротивляются незваным бледнолицым гостям. Сюжет прост: участие героя Ди Каприо в опасном промысле пушнины, несовместимые с жизнью ранения после схватки с медведицей-гризли, предательство спутников, потеря сына, мучительное выживание во всех смыслах во враждебной среде ради отмщения. Иногда понимаешь главного злодея фильма, пытавшегося задушить главного героя в самом начале, чтобы избавить его от мучений.

Мы видим события глазами лучшего оператора современности — Эммануэля Любецки. Естественное освещение, лаконичные цвета — скалы, деревья, вода, снег, кровь, длинные планы, неожиданные ракурсы, панорамы американского Севера, снятые широкоугольным объективом, — всё это ставит оператора выше режиссёра, отвлекая внимание зрителя от незавершенных сюжетных линий и слабо мотивированных поступков персонажей.

Создатели фильма пять лет искали для съёмок места, не тронутые цивилизацией. И нашли их в Канаде, Америке и Аргентине. Обычно в целях оптимизации процесса снимаются, например, все сцены в горах, затем все сцены на реке, в лесу и так далее. «Выживший» снимался в хронологическом порядке, что сделало его производство дороже на 7 миллионов долларов, а героев заставило не раз и не два искупаться в ледяной воде, карабкаться по горным склонам и срываться с них. Иньярриту убежден, что это единственно верный путь: актёрам легче проявлять эмоции, свойственные их персонажам, если сцены снимаются в той последовательности, в какой их увидят зрители. Двадцать пять человек не выдержали нечеловеческих условий съёмок и уволились, подав жалобу на Иньярриту в Гильдию актёров. Но для режиссёра было принципиально снимать фильм в условиях, приближённых к реальным.

Вся эта визуальная роскошь в сопровождении завораживающей музыки Рюити Сакамото диссонирует с банальностью замысла, не позволяющего проявить свои таланты актёрам, играющим главных героев. Да и как их проявишь, если эмоций — раз-два и обчёлся: страх, боль, ненависть. Только и остаётся, что таращить глаза и скрежетать зубами.

Снятый в жанре вестерна, новый фильм Иньярриту формально продолжает тему смерти, затронутую в фильмах «Сука-любовь» (2000), «21 грамм» (2003), «Вавилон» (2006). Формально — потому что форма затмила содержание. Иньярриту как истинный художник задаётся вопросом, ради чего стоит жить и умирать? Герой фильма выживает ради мести, то есть ради чьей-то смерти. Тоже вариант!

Рефрен фильма «Месть в руках Создателя» как индейский эквивалент библейского «Мне отмщение, и Аз воздам» в финале звучит как-то неубедительно: Гласс решает довериться Создателю только после того, как искромсал соперника и притопил его в ледяной воде. Так спокойнее.

Это красивое и жестокое кино, которое оценят эстеты и брутальные мужчины.

Обновлено 11.01.2016
Статья размещена на сайте 9.01.2016

Комментарии (15):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Галина Резапкина, Фильм хорош. еще б с таким составом актеров.
    Как по мне немножко затянут, но посмотреть стоит.

  • Получил подтверждение от человека, чье мнение я более-менее уважаю.
    Это литературовед Ю.Быков. Он сказал, что Де Каприо плохо сыграл, а у мексиканского режиссера комплекс иммигранта, который он так и не преодолел: докажу, что я не хуже вас, американцев. Мне лично очень понравился фильм "Человек-птица" того же режиссера. Там не было никаких комплексов. И Оскара дали не зря. Потому, кстати, этот режиссер второго подряд не получит.
    Когда в финале "Выжившего" антигерой задает вопрос: ты выжил только для мести? И получает утвердительный ответ, то смотреть не хочется. Зачем? Герой выжил, актеру пришлось тяжко - медведи разные, водопады, сон в брюхе лошади... Нет смысла идти. Все известно. А на красоты природы ходить при наличии документальных фильмов о природе - фантастических порой, извините, не для меня.

  • Как бы там ни было, фильм захватывает и не отпускает до конца. А статья, хоть и написана хорошо, слишком предвзята и содержит много спойлеров.

  • Хорошая толковая статья. А смотреть?... А зачем?

  • Нина Грачева Нина Грачева Дебютант 11 января 2016 в 13:00 отредактирован 11 января 2016 в 13:01

    Очень интересно, с чем связано такое отношение к фильму? Разве в фильме главное - "кричащая2 игра актеров?

    Потрясающие места, сложность съемок (все происходит в реальных условиях), еще тяжелее сыграть подобного рода роли...

    Рецензия конструктивная, но слишком предвзятая.

    Но фильм получивший три статуэтки "Золотого глобуса" однозначно заслуживает внимания.
    Если уж не на экране кинотеатра, то хотя бы дома на диване))

    Всем добра!

  • Очень интересная статья. Все же хочется посмотреть.

    Оценка статьи: 5

    • Маргарита, спасибо! Если посмотрите, пожалуйста, напишите о своих впечатлениях!

      • Галина Резапкина, уже посмотрела. Очень понравилось.

        Сейчас еще раз прочитала Вашу рецензию. В принципе, со многим согласна, описали фильм верно.

        Работа оператора великолепна, съемки прекрасные.

        Ди Каприо и его персонаж. Просто нечего сказать. Оба молодцы. Герои.

        Мне кажется, что мужчины, критикующие это фильм, просто... как бы это сказать, завидуют герою, что ли. Или актеру.
        Вот он смог! А они, наверное, нет (без обид, мне так кажется). Отсюда и критика, причем читала и на других сайтах от мужчин. Мало, мол, действия. Скучно. "Долго полз" и т.д. Нога, мол, быстро зажила. Сами бы, конечно, сразу сдались. Да и какой там медведь! Их бы там никогда не было. В жизни! Смешно.

        Жалею лишь о том, что читала много о фильме перед просмотром, практически знала все основные моменты - и о лошади, и о прыжке с обрыва, и о мести, и т.д. Оставалось наслаждаться видами и игрой актеров. Но я не жалею, этого тоже много.

        А говорить, что у Иньярриту комплекс иммигранта... Да он давно известен, его фамилию не знает только ленивый, ему ничего не нужно доказывать. Он художник! Не видеть этого невозможно. Его фильмы знают все любители кино и не только.

        И не в каждом фильме нужен глубокий психологизм. Такие картины, как Выживший, тоже нужны. Не зря ему дали 3 Глобуса.
        И если не дадут Ди Каприо статуэтку, то и не надо. Его и так любят и уважают, и без Оскара, а после этой картины тем более.
        Кстати, у Д.Деппа ее тоже нет, и у Т.Круза, и у других талантливых и известных. Но их все любят и без этой премии.

        Оценка статьи: 5

        • Маргарита Ромашкина, что касается "Глобусов", есть категория режиссеров, которые преднамеренно снимают "фестивальные" фильмы. Они изначально заточены под призовые категории. Для дополнительного примера, почему-то вспомнились "Овсянки" российских авторов.
          А для понимания критических замечаний по данному фильму, предлагаю глянуть фильм 1948 года "Повесть о настоящем человеке" с Павлом Кадочником в главной роли.
          P.S. Кстати, известные - не всегда значит так уж талантливы. Помнится кто-то говорил, что у Т. Круза меньше таланта, чем у Депардье в мизинце левой ноги. Потому я бы воздержался от такой характеристики "их все любят".

          Оценка статьи: 5

          • Валерий Сатокин, фильм с Кадочниковым, как и каждый советский человек, видела, и не раз. Сравнение с обсуждаемой картиной считаю некорректным.
            Иньярриту - не режиссер только для фестивалей. Хотя лишний Глобус никому не мешал - ни Форману, ни Полански, ни Копполе, ни Спилбергу,ни другим "глыбам".
            Депардье тоже люблю. Но и у Круза есть отличные работы, и у них совсем разные типажи. Вы бы еще Чаплина вспомнили.

            Оценка статьи: 5

  • Статья достойная, а фильм... Если кратко: много позы - мало сути. Даже фанатам Лео вряд ли слишком уж понравится.

    Оценка статьи: 5

  • Прочитал. Спасибо. Очень хорошо написано. Фильм смотреть не пойду ни при каких обстоятельствах.