В 1990 году Миннесота буквально раздавлена страхом от того, как сатанисты вербуют в свои ряды добропорядочных горожан. Стать сатанистом может любой христианин, если на то будет потусторонняя злая воля. Очень на страх повлияла разрекламированная книга про нечистую силу и регулярные телерепортажи, повествующие о новых и новых жертвах. Историю такой жертвы расследует одержимый детектив.
Подходит к делу он неформально и со всей душой. От чего сам чуть не поддался магическим силам и не оказался профессионально и человечески непригодным. Профессор психиатрии Кеннет Рейнс приложил все усилия, чтобы найти истину и спасти детектива от безумия (убедительная работа Дэвида Тьюлиса). Психиатр сразу показался визитной карточкой оптимизма. Его здоровые реакции оставляли надежду, что город с ума не сойдет.
Любители оккультных наук и практик, просмотрев фильм, скорее всего, будут разочарованы. Потому что слишком уж схематично создатели фильма продемонстрировали психоделические практики. Как-то упрощенно и по-книжному показали они сатанинские обряды и отражения их в человеческом воображении. Хотя, наверняка, близко к первоисточникам. Создатели картины не приветствуют сатанинского течения, поэтому и выписали детали с нескрываемым омерзением.
Но если говорить об «омерзении», то в этом сезоне все лавры сняла «Омерзительная восьмерка» Квентина Тарантино. Режиссер подошел к омерзению с таким скрупулезным педантизмом, что сатанисты в «Затмении» кажутся собранием благотворительной общественности, хотя и приносящим младенцев в жертву. Поэтому фильм совсем не о сатанизме, наличие которого в конце его оказалось спорным. Фильм — о фанатизме, с каким люди работают, размышляют и даже живут.
События разворачиваются в провинциальном городке, где жизнь течет размеренно. Жители хоть и не богаты, но тоже скучают. От скуки они погружаются в религию, пьянство, депрессию или фантазии. Одним словом, живут обыкновенно и время от времени беспокоят стражей порядка. Понятно, что любой информационный вброс надолго будоражит воображение и будит дремлющие комплексы. Люди пассивно участвуют в воображаемых событиях, создают условия для массовой истерии. Которая подхватывается журналистами и раздувается до реальных масштабов. Вопрос только в том, кому и насколько это нужно. С яростным северным фанатизмом люди вживаются в роли жертв, нередко ими и становятся, когда накал паранойи и подозрительности достигает размеров ощутимой угрозы.
Детектив Брюс Кеннер (великолепная работа Итана Хоука) взялся за дело с таким энтузиазмом, что стало тревожно за его психическое здоровье. Нельзя же так гореть на работе. Он яростно пытается защитить жертву, впадает в фанатичный профессиональный раж и сам становится опасным для окружающих. Жертва, невинная девушка Анжела (Эмма Уотсон), обливается слезами. Она вызывает сострадание и нет никакого сомнения, что вокруг нее собрались черные силы. Семья служит этим силам, поэтому спасти девушку может только пастырь и детектив. Профессиональные, религиозные и идеологические фанаты закрутили свою околосатанинскую игру, девушке угрожает смертельная опасность. Детектив тоже в опасности. Развязка фильма непредсказуема до последней минуты.
А еще фильм о несправедливости. Если уже она кого настигла, то так и следует за ним. Видимо, она привыкает и не желает менять хозяина. Один честно трудится на благо здоровья общества, соблюдает каноны гуманизма. Принимает во внимание обстоятельства и сострадание превращает в смысл своей жизни. Другой — манипулирует судьбами в угоду своим болезненным комплексам и живет совсем по другим законам, гуманизм и толерантность с которыми рядом не стояли. В мире правит несправедливость.
Сам сатанизм, кстати, в фильме стал жертвой несправедливости. Его сначала незаслуженно раздули, а потом незаслуженно забыли. Подменив его кровожадное лицо физиономией добропорядочной старушки с упаковки быстрорастворимой каши. Несправедливо обидели, несправедливо осудили, несправедливо пожалели и несправедливо не заметили. Вот о чем фильм, но сюжета рассказывать не хочется, потому что нужно посмотреть.
Сделана картина мастерски. Крупные планы героев, нескончаемый дождь, сноподобные кошмары и дереалистичные дневные переживания динамичны и ненавязчивы. Обыватели, с открытыми ртами следящие по телевизору за нашествием сатанистов, тоже убедительны. Идеологические психозы от зомбоящика — явление распространенное. И тем не менее фильм внушает оптимизм, потому что лживые теории раскрываются, незаслуженно осужденные прощаются, самопровозглашенные жертвы разоблачаются, а правда, хоть и на грани психической выносливости, все же торжествует. Даже на фоне теоретического сатанизма, индивидуальных аномалий и массовых истерий.
Правда есть всегда, только ждет момента, чтобы проявиться. Вот об этом, собственно и фильм. Который к просмотру настоятельно рекомендуем.
Режиссер: Алехандро Аменабар.
Актеры: Эмма Уотсон, Итан Хоук, Дэвид Тьюлис, Аарон Эшмор, Девон Бостик, Дейл Дикки, Давид Денсик, Аарон Абрамс, Адам Батчер, Кристиан Бруун.
Премьера в РФ — 4 февраля 2016 года.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...