Александр Смирнов Грандмастер

Какие иконы связаны с праздником Сретения?

Что 15 февраля празднуется Сретение Господне, известно и без моих напоминаний. И ничего нового о самом этом новозаветном событии не скажу, ибо нечего. Но попробую рассказать не о самом празднике, а о некоторых его, обиходно-современным языком выражаясь, аксессуарах. А именно — иконах.

Праведная Анна Пророчица Источник

Всем известно, что Сретение отражено на одноименных иконах. Собственно, это сцена самого события с присутствовавшими: Богородицей, Младенцем, Иосифом, Анной Пророчицей и Старцем Симеоном. И, возможно, Ангелом. А не всем, как оказалось, известно, что со Сретением связаны еще два образа, две иконы.

Первый — Праведная Анна Пророчица, на иконах: «старица 84 лет, еврейского типа, лицом худощава, в хитоне, полуфелони, с покрывалом на голове». Обычно Анну изображают в светло-сером или белом с красным одеянии (хотя цвета могут и отличаться!); в одной руке — свиток, другая или указывает на Младенца Иисуса, или поднята в жесте благословения. Напомню: Анна не просто присутствовала в Храме, а первой пошла проповедовать о приходе Мессии.

Вторая же из икон необычна. Признаюсь: я, впервые увидев ее изображение, решил, что это шутка. Что в икону Богородицы с Младенцем кто-то вместо собственно Богородицы вставил изображение мужчины. Ну не знал — необразованный я, и не сильно воцерковленный… Хотя интересуюсь у нормальных православных — оказывается, многие и не подозревают о существовании такого образа!

А ведь я помнил и саму историю, и кто был Святой Симеон. Но уж очень неожиданный образ: «бородатый мужик» с Младенцем! И икона у нас довольно редкая.

Тем, кто запамятовал, напомню: Симеон — ученый праведник, переводчик Священного Писания на греческий. Переводив Писание, принявший за ошибку и собиравшийся исправить текст о рождении Сына от Девы. «Деву» он намеревался исправить на «жену». И получил пророчество, что не умрет, не увидев этого события. И прожил Симеон, предположительно, больше 300 лет…

В нужное время он, по воле Божьей, оказался в Иерусалимском Храме, куда земные родители, согласно традиции, принесли новорожденного Иисуса. И не только стал первым, увидевшим Спасителя, но принял его у Марии и пророчествовал о будущем.

На иконах Симеон изображен накинувшим на руки край своего одеяния — чтобы не касаться руками сакрального, божественного. На самом деле это важно: и само по себе — как часть ветхозаветной традиции, и — для различения икон.

Дело в том, что «мужчиной с ребенком» изображается на иконах не только Симеон Богоприимец… Есть еще один персонаж — Стилиан Чадозаступник. Святой, живший в 5-м веке, получивший от Бога дар ладить с детьми и исцелять их. Изображается он, в принципе, похоже. А погуглив, легко убедиться, что иконография обоих персонажей довольно разнообразна. Как отличить?

Первое: по накинутому на руки одеянию. Второе и главное: и Стилиан, и Симеон изображаются, как и положено, с нимбами. Только на иконах Симеона с нимбом изображен (что совершенно естественно!) и Младенец.

Кстати, святых с именем Анна тоже не одна. И даже не две. Правда, Пророчиц среди них… да, как раз две. Участвовавшие в разных событиях, поскольку жили в разное время. С разными днями почитания — это важно, например, при определении по Святцам своего Небесного Покровителя. «Ветхозаветная» Анна, мать пророка Самуила, и «новозаветная» Анна, дочь Фануилова — та самая, бывшая в Храме и увидевшая Спасителя. Отличить Анну, дочь Фануилову, несложно по преклонному возрасту и атрибутам: свитку (впрочем, на ряде икон он отсутствует!) и благословляющему жесту.

Обновлено 15.02.2016
Статья размещена на сайте 13.02.2016

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Да, так вольно об иконах еще никто не рассуждал. Икона - реликвия народа, а не акссесуар

  • Сергей Карамышев Читатель 16 февраля 2016 в 01:41 отредактирован 25 мая 2018 в 06:22

    Когда она в церковь впервые внесла
    дитя, находились внутри из числа
    людей, находившихся там постоянно,
    Святой Симеон и пророчица Анна.

    И старец воспринял младенца из рук
    Марии; и три человека вокруг
    младенца стояли, как зыбкая рама,
    в то утро, затеряны в сумраке храма.

    Тот храм обступал их, как замерший лес.
    От взглядов людей и от взора небес
    вершины скрывали, сумев распластаться,
    в то утро Марию, пророчицу, старца.

    И только на темя случайным лучом
    свет падал младенцу; но он ни о чем
    не ведал еще и посапывал сонно,
    покоясь на крепких руках Симеона.

    А было поведано старцу сему
    о том, что увидит он смертную тьму
    не прежде, чем Сына увидит Господня.
    Свершилось. И старец промолвил: "Сегодня,

    реченное некогда слово храня,
    Ты с миром, Господь, отпускаешь меня,
    затем что глаза мои видели это
    дитя: Он - Твое продолженье и света

    источник для идолов чтящих племен,
    и слава Израиля в Нем".
    читать дальше →