Валентина Пономарева Грандмастер

20 февраля: как наши предки отмечали Луковник и Могущницу?

День 20 февраля в народном месяцеслове называется Луковником и Могущницей/Могущаницей. Обратимся к истории этого праздника…

pixabay.com

Именование «Луковник» связано с тем, что по церковному календарю на эту дату приходится почитание памяти преподобного Луки Елладийского (Елладского). Согласно Житию, святой Лука «с детства был великим постником и подвижником» и молился Богу столь истово и самозабвенно, что при этом телом воспарял от земли, по свидетельству матери его Ефросиньи.

А ещё был очень воздержан в еде и почти не спал. По характеру Лука был кроток, весьма трудолюбив и «готов был душу положить за ближнего». По преданию, однажды он раздал беднякам почти все семена, что принес на поле для посева, но Божьей милостью был вознаграждён впоследствии изобильным урожаем из посаженного остатка семян.

После смерти отца Лука в четырнадцатилетнем возрасте стал отшельником и получил божественный дар чудотворства и пророчества. Он мог повелевать дикими зверями, предсказывал грядущие события, во сне беседовал с ангелами. Слух об его святости разнесся по всей Греции, и к уединенному жилищу отшельника потянулись люди. Поскольку Луке «были открыты тайны человеческого сердца», он обличал грешников в сокрытых грехах и этим обращал к покаянию, изгонял бесов из страждущих, исцелял больных.

Будучи совершенно чист душою, святой находился под неусыпной защитой Господа, не позволявшего никому его обижать. Когда один священнослужитель ударил Луку по щеке, то сразу был поражен беснованием (одержимостью), а как только изобличенный Лукой вор отказался вернуть украденную у святого вещь и покаяться, так тотчас умер.

Последние годы жизни преподобный Лука был игуменом небольшого христианского монастыря на знаменитой с древних времен горе Геликон, а когда преставился, то совершилось чудо: от гроба его «истекло благоуханное миро, и мажущиеся им исцелялись».

Предки наши, конечно же, не могли не учесть созвучие имени преподобного Луки с названием привычно употребляемой растительной пищи, поэтому в день почитания его памяти — День Луки — полагалось совершать духовное очищение и печь заветные пироги с луком. Вымешивая тесто, хозяйка должна была приговаривать:

Святая Божья Мать,
испеки Божий дар из муки.
Кто Твой святой хлебушек съест,
к тому никогда не подступит бес.

Часть выпечки полагалось раздать нуждающимся «на счастье» (и тогда оно вернётся в дом сторицей), другой — накормить домочадцев во здравие, третью — «вынести за порог» на поминовение усопшим. День 20 февраля — окончание (отдание) Сретенья — был поминальным, следовало молиться за умерших родных в церкви и навещать могилы на кладбище, а также воспрещалось играть свадьбу.

Духовному и физическому очищению соответствовал и народный праздник Могущницы, который отмечался не разгульными застольями, а приготовлением целебных средств из кореньев, в первую очередь — лапчатки. Строго говоря, это лекарственное растение насчитывает 160 видов, в числе которых лапчатка белая, серебристая, гусиная (перстач, гусиная лапка), кустарниковая (курильский чай) и т. д. Но могущницей называлась лапчатка прямостоячая (то есть калган, или дубровка, древлянка, перевяжиха, узик/ужик/ужок, поносная трава, пупная трава, завязник, шептуха).

Четырёхлепестковый цветок на тонком стебельке соотносили с золотым крестиком, а корень олицетворяли с крестной силой исцеления. Ведь истоки любой болезни чаще всего происходят от разлада в душе. И на Могущницу особенно уповали на избавление от сердечной немочи. Кроме того, в народе верили, что чудо-корешок может наделить красотой, силой, богатством и защитить от врагов. И, наконец, считалось, что человек, рождённый 20 февраля, способен понимать язык трав и лечить с их помощью.

Заготавливали корневища этой травы ещё в марте-мае или в августе-сентябре: выкапывали, очищали, промывали и сушили. А вот доставали — кто из заветных ларцов, кто из холщовых мешочков — именно 20 февраля, на Могущницу, когда, по традиционному убеждению, они обретали чудодейственную силу. Приготовляли из корня лапчатки-калгана отвары, настои, мази, порошок.

Уже само многообразие народных наименований этого лекарственного растения свидетельствует как о распространенности ареала его произрастания, так и о широте применения. Целебные свойства калгана известны, по крайней мере, с античных времен. Французский врач Одо из Мена-на-Луаре в своей медико-ботанической поэме «О свойствах трав» в XI веке написал:

«Примешь калган, и тотчас рассосёт он флегму в желудке;
Если недужный — флегматик, то силы его укрепляет.
Принятый, он изгоняет внутри заключенные ветры,
Пищеварение тем улучшает и колики лечит.
Если его пожевать, изо рта будет запах приятный.
Принятый, он умножает Желанье и действие почек».

По преданию, описанному X. Марцеллом в «Этноботанических записках», в 1348—1349 гг. в разгар эпидемии чумы в Баденской долине с неба спустилась птица, пропевшая: «Кто съест калган и бедренец, тот отсрочит свой конец». Но сохранились и документальные свидетельства того, что так называемые «чумные доктора» во время пандемии чумы в Европе середины XIV века использовали лапчатку в смеси с другими травами для рассасывания бубонов.

В старинном русском травнике говорится: «Есть трава узик, растёт по раменам и по орешникам, из земли не видет, что яичный желток. Та трава добра от зубной боли или у кого пуп болит». Чтобы было понятнее, «по раменам» — значит по опушкам, на границе леса и поля/пашни; не видет — не видать.

Современные специалисты отмечают наличие в корневищах лапчатки прямостоячей значительного содержания дубильных веществ, флавоноидов, органических кислот, камеди, эфирного масла, смол, природных красителей. Являясь сверхконцентратом марганца, корень калгана полезен для предупреждения в старшем и пожилом возрасте злокачественных новообразований, сердечно-сосудистых, нервных заболеваний. Калган помогает также при туберкулёзе лёгких, гастрите, дизентерии, кровотечениях, диарее, ревматизме, подагре, заболеваниях печени, геморрое, язвах, воспалении десен. Применяется он и в косметических целях, а порошком можно даже чистить зубы.

Крестьяне 20 февраля примечали: коли облака синеют — к теплу; коли ветер в полдень поднимется — жди хорошего урожая яровых; коли, не дай Бог, гром прогремит — летом будет урон сенокосу; вечером ярко-красный закат — готовься к сырому прохладному лету. Что ж, есть шанс проверить!

Обновлено 19.02.2016
Статья размещена на сайте 17.02.2016

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: