Борис Рохленко Грандмастер

Бартоломеус Спрангер, «Юпитер и Антиопа». Как это было?

Бартоломеус Странгер (1546−1611) — фламандский художник, гравер, скульптор, придворный художник императорского двора в Праге. Среди его картин, посвященных мифологическим персонажам, — «Юпитер и Антиопа» (необходимое замечание: в римской версии мифологии Юпитер — эквивалент греческому Зевсу).

Бартоломеус Спрангер, Юпитер и Антиопа, фрагмент «Головы любовников» Не указан, https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Bartholom%C3%A4us_Spranger_020.jpg

Про Юпитера-Зевса достаточно знать, что это был самый-самый верховный бог, жил на Олимпе и довольно часто спускался с него при необходимости согрешить.

Про Антиопу известно, что она славилась среди эллинов (греков) своей красотой (так пишет в «Описании Эллады» древний автор Павсаний). Ее история трагична: ее похищают с неясной для потомков целью — не то взять в жены, не то сделать наложницей. После смерти похитителя ее выдают врагам, с которыми он воевал.

«И когда ее вели в Фивы дорогой на Элевтеры, она тут в пути и родила… Немного в стороне находится небольшая пещера и в ней — источник холодной воды. Есть сказание, что Антиопа, родив детей, положила их в эту пещеру и что пастух, найдя здесь около источника обоих детей, первый омыл их, освободив от пеленок.» (Фивы — в древности был главным городом Беотии, существует до сих пор, его население — около 40 000 человек; Элевтеры — городок с самыми сохранными остатками крепости, построенной в четвертом веке до н.э.)

Гомер пишет, что якобы Одиссей рассказывал об Антиопе:

«После нее Антиопу увидел я, дочерь Асопа.
Мне хвалилась она, что объятия Зевса познала
И родила ему двух сыновей, Амфиона и Зефа

Гомер Одиссея XI, 260

Овидий в Метаморфозах тоже упоминает об Антиопе. Афина-Паллада вспоминает о соревновании в ткачестве с Арахной — уроженкой Меонии, страны, богатой золотом. Арахна решилась соревноваться с богиней. Афина описывает ее ковер:

Изобразила еще, как, обличьем прикрывшись сатира,
Парным Юпитер плодом Никтеиды утробу наполнил;

Далее следует список связей Юпитера (здесь — только часть, список намного длиннее:

Амфитрионом явясь, как тобой овладел он, Алкмена;
Как он Данаю дождем золотым, Асопиду — огнями,
Как Деоиду змеей обманул, пастухом — Мнемозину.

(В этом соревновании Арахна превзошла Афину, за что богиня превратила ее в паука, который непрерывно источает из себя нить. От имени Арахны происходит название «арахнофобия» — боязнь пауков. Никтеида — дочь Никтея, Антиопа).

На картине Спрангера сатир в объятиях Антиопы. Как бы обычная любовная сцена, если бы не видовые признаки сатира (очень уж волосатые ноги и копыта) и фирменный знак Юпитера в нижней части картины (голова орла).

Антиопа (в версии художника) явно наслаждается происходящим: жесты, мимика. Кажется, она не замечает анатомических странностей своего партнера. Если говорить о голове орла, то ясно, что она его не видит: Юпитер по какой-то причине не захотел открывать ей свое божественное «я».

Художника можно было бы упрекнуть в том, что он без достаточных на то оснований поместил обнаженную Антиопу в какое-то безлюдное место, где и настиг ее Юпитер. Кроме того, радостное состояние Антиопы как-то не вяжется с неожиданным покушением на ее тело.

В его оправдание можно сказать, что ни один древний источник не указывает на обстоятельства этого происшествия. Так что трактовка художника может быть безусловно принята как единственно правильная.

Любовники наслаждаются…

Обновлено 7.03.2016
Статья размещена на сайте 25.02.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: