• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Евгений Перетяка Мастер

Всемирный день детской книги. А вы любите сказки?

Второго апреля отмечается Всемирный день детской книги. Этот день Международный совет по детской книге под эгидой ЮНЕСКО выбрал не случайно. Второго апреля родился великий сказочник всех времён и народов — Ганс Христиан Андерсен (1805−1875).

pixabay.com

Первый президент Международного совета немецкая писательница Елла Лепман и предложила в 1953 году учредить такую организацию, а потом с 1967 года и праздник. По её же инициативе с 1956 года стала присуждаться престижная награда — Премия имени Г. Х. Андерсена, которую называют «Детской Нобелевской премией».

Существуют разные «книжные» даты: Всемирный день писателя (3 марта), День поэзии (21 марта), День книги (23 апреля). Но очень правильно, что День детской книги учреждён отдельно от «взрослых» праздников. Детство — особый мир. И вторгаться в него могут лишь одарённые писатели, умеющие влезть в душу ребёнка без назиданий и умствований.

Дети — специфичные читатели и зрители. Как правильно выразился кто-то (фраза приписывается и Маршаку, и Горькому, и другим): «Для детей нужно писать так же, как для взрослых, только ещё лучше». Я бы выразился даже так: «Хорошая детская книга — это книга двойного назначения». В том смысле, что каждый в ней, и взрослый, и ребёнок, может почерпнуть что-то для себя. Все сказки Андерсена (как и многих других талантливых писателей) имеют двойной подтекст. Но при этом форма и содержание должны быть доступны для детского восприятия.

Для детей надо писать просто, но не значит примитивно. Дети не понимают метафор, аллегорий и прочих литературных приёмов, которыми так любят щеголять «взрослые» писатели. Филигранное балансирование между простотой языка и философской глубиной замысла и есть величайшее мастерство детского писателя. Поэтому среди огромного числа писателей именно детских очень мало. Я имею в виду «чистых» детских писателей, а не тех, кто иногда «баловался» детской литературой.

Каждый взрослый писатель был ребёнком. Но далеко не каждому под силу «реинкарнироваться» из взрослого состояния в детскую непосредственность. Очень сложно умному писателю убрать из творчества свою «умность» и погрузиться в наивный мир детских фантазий. Книга, в особенности детская — это духовное оружие. И не всякий способен этим оружием правильно владеть.

Астрид Линдгрен, Джанни Родари, Туве Янссон, Сельма Лагерлёф, Эдуард Успенский, братья Гримм, Алан Милн, Люис Кэрролл, Шарль Перро — это неполный перечень всемирно известных писателей. Некоторые из них получили «Детскую Нобелевскую премию», а Лагерлёф была удостоена и настоящей Нобелевской премии. Произведения, написанные этими и другими писателями, по праву входят в золотой фонд детской литературы.

В России наиболее известным детским поэтом был Сергей Михалков. Он возглавлял с 1968 года Российский совет по детской книге. Общий тираж его книг по всему миру превышает пятьсот миллионов экземпляров. Известен его афоризм: «Сегодня — дети, завтра — народ».

Другой не менее популярный детский поэт Самуил Маршак так охарактеризовал, что такое детский писатель: «Любимыми становятся только такие детские писатели, которые по-настоящему одарены живым воображением, способностью играть всерьёз — оставаясь детьми и в зрелые годы».

Второго апреля есть прекрасный повод ещё раз перечитать любимые сказки.

Статья опубликована в выпуске 2.04.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (2):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Лариса Шеенко Лариса Шеенко Профессионал 3 апреля 2016 в 04:35 отредактирован 3 апреля 2016 в 04:38 Сообщить модератору

    Спасибо, не знала о 2-м апреле.

    А можно, не только вспомнить любимые детские стишки, но и поделиться?


    У мамы, у Котлетки
    народились детки:
    старшая ― Тефтелька
    и крошка Фрикаделька.

    *****

    Поглядите на лягушку ―
    у лягушки нету ушек!

    Чем же ей, бедняжке, слушать,
    что ей квакают подружки?!!

    *****

    .Две лохматые собачки
    подобрали пачку жвачки.
    Поиграли, пожевали…
    и друг дружку не узнали!

    Кто же эти две неряшки?
    Где колечки, где кудряшки?
    Лапки липнут, ушки ― в жвачке…
    Плачут глупые собачки.

    *****

    Белка с бабочкой играла —
    по пенькам за ней гоняла.

    Белочки и бабочки —
    догонялки-салочки.

    Белка бабочке дивится:
    — Кто ты — бантик или птица?!

    Бабочки и белки —
    прятки и горелки.

    Села белка на пенёчек:
    — Ты — летающий цветочек!!!

    *****
    По листу легко и ловко
    "божья" ползает "коровка" 

    красный крохотный жучок,
    лакированный бочок,
    черные горошки,
    тоненькие ножки.

    Удивляюсь я: коровка
    разве ползает так ловко?
    Где копыта, где рога,
    вымя где для молока?

    Что, коровок не видал
    тот, кто так ее назвал?!

    *****

    После дождика в саду
    я по лужицам бреду.

    Вижу возле башмачка
    дождевого червячка.

    Извивался червячок,
    чтоб улечься на бочок.

    Только нет у червячка
    ни головки, ни бочка!


    *****

    Три маленьких слоненка
    играли на трубе.
    Сбежались звери на концерт,
    расселись на траве.

    Один трубил: туру-ру-ру;
    второй дудел: ду-ду;
    а самый младший крошка-слон…
    не смог поднять трубу.

    Три маленьких слоненка
    стучали в барабан.
    Их барабанить научил
    копытами баран.

    Один стучал: та-рам — та-рам;
    второй: ба-бам – ба-бам;
    а самый младший крошка-слон…
    забрался в барабан.

    Три маленьких слоненка,
    услышав соловья,
    решили тоже спеть втроем.
    Запели: "Тра-ля-ля!"

    Один мелодию забыл;
    второй слова не знал;
    а самый младший крошка-слон…
    давно на травке спал.

    *****

    В доме УЖАС поселился!
    Папа страшно рассердился:
    ― Объявить войну ему! ―
    Но никак я не пойму:

    где ж тот УЖАС притаился?
    Может, он в кладовке скрылся?
    И какой он, этот УЖАС, ―
    самый-самый… или хуже?!!

    Мама жалуется нам:
    ― Ужас! В доме таракан!!!

    *****

    Кто придумал «тихий час»,
    уложил в кроватки нас?
    Не хочу я вовсе спать!
    Буду слоников считать.

    Раз, два, три, четыре, пять...
    Очень жесткая кровать!
    Раз, два, три... Начну сначала ―
    соскользнуло одеяло...

    Раз, и два, и три, четыре...
    Слон поместится в квартире?
    Чем мне слоника кормить,
    если с нами будет жить?

    Три, четыре, пять и шесть...
    Сколько слоник может съесть?
    Я сейчас перевернусь
    и опять считать примусь.

    Ну, зачем ребенку спать?
    Вот сейчас бы поиграть!
    Не дают в постель игрушки...
    Ой, а где моя подушка?

    Покрутилась я немножко,
    и подушка ― там, где ножки!
    Снова слоников считаю:
    три... два... во-о-о-осемь ― я зева-а-а-аю...

    ― Малыши, подъем! Вставайте!
    ― Спать охота, не мешайте!

    Оценка статьи: 5