Александр Смирнов Грандмастер

Свадебные поверья - это суеверия или нечто большее?

После разговора о символике смерти и околопасхальных поминальных обычаях, логично перейти к обычаям, связанным с более радостными событиями. Сама собой напрашивается тема рождения как противоположность смерти, но… Но начнём со свадьбы.

pixabay.com

Да и повод есть: весной, в праздник Красной Горки, поздравляли поженившихся по зиме. Аналогия очевидна: большинство весенних обрядов направлены на достижение плодородия, и обрядовое поздравление молодожёнов тут более чем уместно. К слову, в старину свадеб весной не играли из-за Великого Поста. А после, с началом полевого сезона, становилось не до того. Свадьба окружена таким числом поверий, что не ясно: если в старину всё это соблюдали, как вообще женились-то?

Многие свадебные поверья и обряды, действительно, традиционны. То есть, как обычно, ещё языческие. Другие — большей частью поверья и приметы — взялись… честно говоря, не знаю откуда. Не исключено, что многое сформировалось ближе к нашему времени. Только всё равно — это либо старые приметы на новый лад; либо новые, но основанные на языческо-магическом мировосприятии.

В основе большинства примет и ритуальных действий (независимо от их происхождения!) лежит один из двух основных принципов. Или оба сразу.

Первый:

Если в день свадьбы невеста сломает каблук — совместная жизнь будет «хромать».

За столом молодым нужно сидеть на одной скамье — чтобы семья была дружная. Недопитые бокалы — к слезам.

Кольца с камнями или насечками — к тяжёлой, «ухабистой» семейной жизни.

Нужно следить, чтобы в день свадьбы никто не проходил между женихом и невестой.

Ко второму принципу примеры подбирались сложнее. Оказалось, большинство основаны по подобию. Но кое-что нашлось:

Уронить кольцо до того, как надели — к разлуке. Но ситуацию можно и переиграть! Продеваете через кольцо заранее заготовленную нить, на которую перейдёт весь негатив. Уронивший сжигает нить после регистрации.

И ещё в день свадьбы молодые не надевают никаких колец, кроме обручальных.

Если носить кольца родителей, то и семейная жизнь будет похожа на родительскую.

До свадьбы нельзя фотографироваться вместе, на свадьбе — по отдельности.

Съесть перед ЗАГСом шоколадку на двоих — к сладкой жизни.

Говорят, по крайней мере некоторые из этих примет работают. Не исключено! И мистика вполне возможна. Но наряду с этим стоит учитывать и вполне материалистические объяснения.

Так, встретился в Сети рассказ о паре, несколько лет носившей кольца родителей. И вдруг осознавшей, что и их совместная жизнь очень напоминает родительскую. Вроде бы супруги разом сменили кольца на новые. Со скорым и ощутимый результатом: изменениями в отношениях.

Возможно объяснить это материалистически? Да. Следование родительским жизненным сценариям хорошо известно в психологии. Как и психологические якоря. И тем более, самовнушение. Можно объяснить и мистически… То есть ничего, в сущности, не объясняя.

А вот примета «сидеть на углу (стола) — замуж не выйти» объясняется исторически. В традиции места за столом были неформально, но строго «расписаны». Наряду с почётным местом главы семьи, были и «места для аутсайдеров» — младших и отдалённых родственников, приживалов и пр. И вроде бы, располагались они именно на углах. Естественно, вступить в брак бедным родственникам было много сложнее. В дошедшей же до нас примете меняются местами причина и следствие.

А вот поверье, что позволять кому-то проходить между женихом и невестой — к расставанию, скорее всего, имеет сугубо психологические корни. Нет, я не отрицаю полного отсутствия здесь мистики. Но одно другого не исключает!

И если один из пары (или сразу оба) всякий раз «пропускает» кого-то между собой и партнёром/супругом, если это устойчивая манера — есть повод задуматься. Не отражает ли такой паттерн неосознанное желание «поставить» кого-то между собой и в жизни? Скажем так, это достаточно вероятно.

Сейчас модно обращаться к народным традициям. Чаще всего не всерьёз — но всё же… И подбирая приметы для статьи, я встретил такую: по традиции, на банкет едут сложной и витиеватой дорогой, чтобы запутать тёмные силы.

Очень возможно! Вспомним схожий обычай: присаживаться перед дорогой. Кажется, все уже забыли, зачем это делается. Есть несколько версий, но скорее всего, чтобы прицепившаяся к человеку нечистая сила не мешала в дороге — делают вид, что никуда не идут.

По аналогии, и запутывание дороги вполне может иметь место. То есть в языческих ритуалах всё, в принципе, объяснимо и логично.

И ещё один, очень распространённый и очень старый ритуал: переносить невесту через порог. То ли чтобы не споткнулась в самом начале семейной жизни, то ли чтобы «всю жизнь на руках носили».

Это и в самом деле проявление заботы о молодой жене. Только в несколько ином ключе. Порог — в прямом смысле граница дома, оберегающая от проникновения чужаков. А невеста пока — чужая, ещё не успевшая стать членом семьи. Потому её и переносят через опасную границу, чтобы уже в доме провести через определённые ритуалы. Чтобы стала своей, полноценным членом семьи. Вот тогда и сможет ходить безбоязненно!

Вот всего несколько примеров примет разных типов и времен. О доме же, в том числе его защите от враждебных сил, стоит сказать отдельно. Тема эта большая и, как ни покажется странным, до сих пор актуальная.

Обновлено 22.04.2016
Статья размещена на сайте 6.04.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: