Александр Смирнов Грандмастер

Порог как символ границы дома. А только ли символ?

Кто из горожан замечал особое отношение сельских жителей к… порогу? Оно, пусть в меньшей степени, и в городе сохраняется. И тут, стоит удобно присесть на порог, вам наверняка скажут: «Не сиди на пороге!»

Особенно строги в этом отношении представители старших поколений. Или кто моложе, но вырос в сельской местности. Или чьи родители из деревни, пусть ты сам абсолютный горожанин, даже дачи не имеющий.

А уж о том, что «через порог не здороваются», не разговаривают и не передают, известно каждому. Мы даже не задумываемся почему, а просто это знаем. И, что важно, соблюдаем.

В деревне порог вообще на особом счету. До сих пор есть традиция: при уборке мыть его особо тщательно. Грубо говоря, хоть весь пол не мой, а порог ототри дочиста!

Находят порогу и практическое применение. Нужно порубить мясо? На пороге! Да и домашнюю птицу резать можно там же. После, естественно, порог дочиста отмывают.

Рубить на высоком крепком пороге, конечно, удобно. Только почему бы не обзавестись, допустим, специальной колодой? Выше, можно поставить куда надо. И пол с порогом отмывать не придётся.

Нет! Упорно следуют сложившейся традиции! И традиции, как обычно, очень давней. И сейчас существует присказка: мол, даже двери в домах не запирают! Имея в виду: настолько спокойное место, даже воров не боятся и вечером дверей не запирают. Только почему-то запирают на ночь окна. Ставнями. Да и днём, даже когда тепло, окна частенько закрыты. Больше у людей пожилых, в селе выросших.

Традиция? Она самая! Только «просто так» она не возникает. Всё вполне логично и объяснимо. И даже достаточно просто, если учитывать картину мира славян-язычников.

Окна, двери — всё это проемы из дома наружу. Причём дверь, исторически, гораздо старше. Вход ведь есть в любом жилище. Даже в пещерах. Если люди там вообще жили, вход наверняка закрывали. А как мы помним, ещё куда менее далёкие предки не отделяли невидимый, потусторонний мир от материального. Значит, логично было защищать жилище не только от материальных врагов, но и от враждебных потусторонних сил. А без двери-входа никак, вот и приходилось её защищать самыми надёжными оберегами.

У славян существовал обычай хоронить у входа в жилище (на границе с внешним миром) уважаемого и надёжного родича. Того, на чью защиту можно положиться. Удивительно ли, что порог воспринимался как нечто сакральное? Отсюда и особая забота о его чистоте.

Может показаться странным другое. Почему на пороге рубят мясо? Похоже, не почему, а зачем. Не стану утверждать, но весьма вероятно, что это своего рода жертвоприношение. И заодно — защита от возможных нежелательных влияний/следствий убийства и кровопролития.

Об обряде перенесения невесты через порог вы тоже раньше думали, что это символизирует, что её всю жизнь будут «носить на руках»? Или переносят, чтобы новобрачная случайно не споткнулась прямо на входе в дом мужа, «в начале семейной жизни»?

Хотя вторая версия ближе к реальной причине! Предки считали, что предок-охранитель постарается не пропустить чужака в дом. Вот чтобы чего нехорошего не вышло, невесту и переносят через опасную границу. И проводят через особый обряд знакомства с родственниками и принятия в семью, после которого она становится своей. Кстати, этот обряд также прослеживается до сих пор.

Пока мы разобрались, почему в старину могли не запирать двери, и так находящиеся под надёжной защитой. А вот окна такой защитой не обладали. И их приходилось обильно снабжать защитными приспособлениями (запорами и ставнями) и оберегами. Столь древними, разнообразными и глубоко проработанными, что это стоит отдельной статьи…

Обновлено 25.04.2016
Статья размещена на сайте 7.04.2016

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: