• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ольга Сысуева Профессионал

За что я люблю Испанию?

Испания, ты — древняя земля.
Историей веков пропитаны поля,
И стены славных сел и городов…
Здесь ценят знаменитый бой быков.

2006 г.

Испанская история дышит почти таким же ярким колоритом, как и российская. Наверное, поэтому эти две страны считают в чем-то похожими друг на друга.

Говоря об Испании, можно писать о многом, даже не вдаваясь в подробности современной её истории и музыки.

Для меня Испания — это Лопе де Вега, Эрнан Кортес, Эль Греко, Веласкес, Федерико Гарсиа Лорка, Пикассо, и даже Эрнест Хемингуэй с его романом «По ком звонит колокол».

Испания — настолько колоритная страна, что любая личность в ней становится личностью. Любая беда — бедой, общенациональной трагедией.

Испанцы много веков были под арабским владычеством, и этим, наверное, можно объяснить жесткость и даже жестокость испанского характера. Арабские страсти в испанской душе переплелись с горячностью характера человека, родившегося на юге, рождая новый образ средневекового европейца.

Горячая, почти восторженная вера испанцев соседствует почти с таким же фанатизмом, который можно сравнить только с арабским. В Cредние века по всей Испании горели костры инквизиции, заставляя содрогаться даже самого жестокого из пиратов Средиземноморья. Плач, стоны и крики ужаса — почти каждодневное явление тех времен.

Самые славные годы Испании пришлись на XVI—XVII вв.ека, а этому предшествовала знаменитая Реконкиста (Возрождение). В 1469 году был заключен знаменитый брак между Фердинандом и Изабеллой («католическими королями»), который положил начало объединению Испании. Этот брак прославляет известный драматург Лопе де Вега в своей драме «Фуэнта Овехуна» («Овечий источник»), в которой рассказывается, как жестокий командор ордена Калатравы, де Гусман, захватив деревню, бесчинствует в ней. И в итоге его убивают разгневанные крестьяне. Эта история реальна. Она наделала столько шуму, что привлекла внимание короля и его супруги.

С XVI века взошла звезда Испании. В правление Карла V, великого испанского императора, испанцы стали открывать Новый Свет. Эрнаном Кортесом была завоевана Мексика, а в 1524 году он пересек Центральную Америку.

В XVI веке в Испании развивается культура и искусство. Как известно, XVI век — это эпоха барокко, которая последовала за эпохой Возрождения. Но именно эпоха барокко дала людям многих выдающихся испанцев. Основными ее представителями в Испании считаются Эль Греко и Веласкес, картины которых известны во всем мире.

Эль Греко является одним из самых моих любимых художников не только в Испании, но и в мире. Очень интересно, что Эль Греко по происхождению грек, но всю жизнь прожил в Толедо и писал на испанскую тематику.

К его картинам меня влечет необычная манера письма художника — все лица он почему-то рисовал вытянутыми, отказываясь от основных принципов натурализма. Кроме того, из всех цветов предпочитал зеленый и его оттенки, что придает его картинам особую притягательность. Наиболее любимые его полотна — «Вид Толедо» и «Кающаяся Мария Магдалина». Ещё нравятся «Фабула (Сказка)» и «Святые Пётр и Павел».

Диего Веласкес ассоциируется с «Менинами». Очень странно видеть маленькую рыжеволосую инфанту! Кажется, что для южной Испании рыжий цвет волос — исключение. Также впечатляет его картина «Пряхи», в которой сцена в ковровой мастерской запечатлела повседневную реализацию греческого мифа об Арахне.

Говоря об Испании, трудно не вспомнить о выдающихся деятелях литературы и искусства, о главе испанского государства Франко Баамонде (1882−1975 гг.), время правления которого хорошо мне запомнилось тем, что я его отвечала на экзамене по истории.

Испания… солнце и море, «кровь и песок»… коррида…

Коррида органически вошла в меня с оперой Жоржа Бизе «Кармен». Сами собой родились поэтические строчки.

Власть корриды.

Смотрит бык на тореро упрямо.
Взмах плащом, поворот, снова в бой…
И стоит он, шатаясь, как пьяный,
Молодой, но счастливый герой.

Славный бой! О, удача какая!
И летят вверх шапки, цветы,
И в мальчишках, огнём возгораясь,
Жалят сердце шальные мечты.


2004 г.

Эти строчки потом вылились в отдельный стихотворный цикл «Коррида», который лег в основу моих поэтических заметок об Испании. Я в Испании никогда не была, но чувство единства с этой страной меня не покидает.

Говоря об испанской музыке, нельзя не вспомнить грациозность и масштабность классических мелодий Пабло де Сарасате (1844−1908 гг.). Его «Цыганские напевы» впечатляют, а «Андалузский романс» уводит в великое испанское прошлое. Скрипичные мелодии де Сарасате — уникальное явление в мире музыки. Знаменитым его произведением являются «Вариации на тему Кармен». Он также является автором многих произведений для скрипки (сам Сарасате скрипач) и фортепьяно с оркестром.

…И уводят вдаль мелодии Сарасате,
И пьянят звуки скрипки, чаруя людей…
Глас цыган, и напевы одной серенады,
Что становятся сердцу милей и милей.

2007 г.

У каждого человека есть свои пристрастия в живописи и в литературе. Страстно любя драмы Лопе де Вега, я прошла мимо Дона Кихота из Ламанчи. Хотя, кто знает, может, когда-нибудь я смогу прочитать эти строчки и поразиться слогу Сервантеса.

Но Федерико Гарсиа Лорке я отдала душу полностью и безвозвратно. Для меня образы его стихов рождают в душе что-то родное, близкое… Она снова вздрагивает, читая строчки поэта:

Есть в дожде откровенье — потаенная нежность,
и старинная сладость примиренной дремоты,
пробуждается с ним безыскусная песня,
и трепещет душа усыпленной природы.
Федерико Гарсиа Лорка. Дождь (отрывок).

Я твое повторяю имя
по ночам при луне молчаливой,
когда собираются звезды
к лунному водопою
и смутные листья дремлют,
свесившись над тропою…

Федерико Гарсиа Лорка. Если б мог по луне гадать я (отрывок)

Лорка — один из тех, кого повторить невозможно. Он — один из тех, кто «учил» меня писать стихи в испанском колорите. Испанский колорит особенный… Порой его тяжело воспринять, а порой он кажется родным и близким… Такова Испания, страна, в которой сплелись воедино и Запад и Восток.

Цыгане, графы, дамы, короли
Страдали здесь от странностей любви.
О, сердца пыл, гитары знойный плач!
Но здесь свирепствовал католиков палач —
Но все прошло, и через много лет
Слагать о счастье можно тут куплет.

Использованы материалы:
1) Большая Советская энциклопедия;
2) Википедия;
3) Р. Джорджи. Эль Греко;
4) Лопе де Вега. Пьесы. Фуэнте Овехуна и другие пьесы;
5) Федерико Гарсиа Лорка. Стихи;
6) стихи автора

Статья опубликована в выпуске 9.10.2007
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (22):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Чувствуется, что автор никогда не была в Испании.
    Кстати, мне кажется, что мы с Вами учились в одном университе.

  • Замечательная страна

    Коррида-единственное что меня притягивает к Испании. Как раз для тех кто хочет получить дозу адреналина.

    Оценка статьи: 4

  • Я тоже люблю Испанию.. Только к корриде отрицательно отношусь. А статья очень понравилась!

  • очень интересно почитать. Очень идеалистичная любовь - по музыке и литературе. Я была (очень далеко, правда) знакома с французом, влюблённым в Россию по Есенину, Пушкину, Чайковскому, да во всё наше искусство он был влюблён и такая у него Россия в голове была - удивительно сказочная. Помню подумала - вот реальную бы ему показать, что бы было?...
    В любом случае - интересное мнение! Потому, что когда живёшь каждый день, нет времени задумываться - а люблю ли? и за что?...

    • Спасибо за комментарий! А я слышала, что на Западе Россия очень становится популярной, благодаря нашей культуре. Что ж, реальность есть реальность, не скрою. Но и культурный пласт тоже может вдохновлять, и очень. Но жизнь она везде одинакова: свои проблемы, эмоции. И мне порой даже кажется, что не будь культуры было бы очень плохо...
      С уважением, Ольга

  • Ах, Испания... а язык-то какой страстный!

    Оценка статьи: 5

  • Ольга, но ведь у вас статья - не о том, что МЫ знаем об Испании, а о том, какая она - ваша Испания. Может, чтоб избежать придирок пошлых, стоит изменить название?

    • Люба, спасибо за комментарий, могу исправить название, и посмотрю, что можно добавить по поводу Наполеоновских войн. Что ж, остаться в сфере искусства - вполне разумный совет.У меня есть материал и про Дали, и про искусство барокко, и о Лорке тоже. А стихи про корриду я, пожалуй, уберу, чтобы не было лишних придирок и по этому поводу. Может, когда я увижу настоящее шоу, я изменю своё мнение. Но пока - это только реакция на испанский национальный дух. Если это вызывает отвращение у большинства, пожалуй. А то, что в Испании соседствуют и роскошь, и нищета - не новость. По-моему, оно везде так. И про Россию так можно сказать. Подумаю, что можно сделать статью, чтобы отразить дух Испании и в то же время написать своё ощущение по поводу этой страны. Я в курсе того, что русские плохо реагируют на испанцев и в силу корриды, и в силу инквизиции. Но об этом я как раз старалась не писать, зная отношение публики. Хотя... в России тоже было много чего жестокого, с чем не хочет мириться дух, как и в любой стране!
      С уважением, Ольга

      • Ольга! Да ведь корриду сами испанцы запретили почти везде, как кровавое зрелище. Осталось несколько арен по всей стране. А еще, по-моему, испанцев с корридой не слишком связывают. Да и инквизиция не только в Испании постаралась. Это все дела минувших дней. Пишите, как чувствуете.

        • Да... я про корриду слышала: действительно дела давно минувших дней. Кстати, период испанской корриды длился не так уж долго, как мне кажется. Возможно, то что делается сейчас - действительно шоу и дикий ужас, в отличие от того, что видел, к примеру, Эрнест Хемингуэй (как тореро) и знаменитый Монолете.
          Но то, что читала - вылилось в поэтический цикл, прославляющий именно борьбу человека со стихией (жизнью).
          Единственное, что я читаю повсеместно - это почти отрицательное отношение к Испании и испанцам. Только не пойму, с чем это связано? На счет инквизиции, с Вами согласна: она была везде. И потом, я читала, что в Южной Америке испанцы не так свирепствовали, как в Северной англичане, которые вырезали почти все население аборигенов. Кстати, отрицательный образ Эрнана Кортеса, скорей всего, придуман англичанами, в частности известным писателем Хаггардом. Я, конечно, попыталась рассказать об Испанской истории в светлых тонах, но, видимо, не вышло. Всё-таки Испания, как и Россия,- враг Великобритании. Отсюда и её отрицательный образ. Между прочим, образ России в мире тоже отрицательный, благодаря стараниям англичан.
          Спасибо за интересные комментарии,
          с уважением, Ольга

          • У Вас все очень хорошо получилось. Хм! А где это отрицательное об испании? Или я этого уже и не воспринимаю, потому что в моей душе после поездок сформировалось только уважительное, даже нежное отношение к этой потрясающей стране. Насчет врагов тоже как-то не уверена.
            Коррида - не стихия - это планомерное убивание красивого животного толпой людей. Иностранцев, действительно, возят туда как на шоу. Только не говорят, что у них на глазах будут убивать. И часть зрителей после первого же эпизода (а эпизодов обычно 5), выкатываются с арены с выпученным глазами и оседают в ближайшей забегаловке, отпаиваясь кто чем может. Впрочем, остальной народ досиживает до конца. Так что у каждого свой взгляд на это действо.

            • Пожалуй, Вы правы. Сейчас мир просто свихнулся на шоу. Я слышала даже, что в некоторых странах местное население искусственно поддерживает прошлые традиции, хотя они уже ни к месту, лишь бы хорошо заработать или поразвлечь не готовых ко всему иностранцев. В таком случае корриду, действительно, лучше запретить. Я даже читала, что сами испанцы против отношения к корриде, как к шоу. Видно, поэтому её и запретили, что правильно сделали. Расцвет корриды был с XIX по середину XX в.. Эрнест Хемингуэй, который был в Испании в то время неоднократно, писал, что заработать в в этой стране можно, будучи только оперным тенором или тореро (при общей бедности и неустроенности населения). Отсюда - и страсть к корриде. Опера Бизе "Кармен" - XIX в., когда это мероприятие, вроде, как было в новинку. Тогда такой жуткой организации не было, и бык мог нанести человеку увечья, опасные для жизни. К Испании у меня личный интерес. Как-то получилось, что я читала или смотрела или слушала (музыку Сарасате я слышала, за это ручаюсь) достаточно много испанского. Отсюда и интерес.

  • Испания себя во всем великолепии показала в грандиозной эпопее наполеоновских войн... Вот уж что не описал Лорка!
    У Веласкеса - не Минины, а Менины.

    • Уважаемая Люба, здравствуйте!
      Пожалуйста, объясните мне комментарий: "Испания себя во всем великолепии показала в грандиозной эпопее наполеоновских войн... Вот уж что не описал Лорка!", и как я должна исправить материал, чтобы он соответствовал данному комментарию. Я должна описать участие Испании в Наполеоновских войнах? Кое-что в статье доработаю. В том числе и опечатку "Минины"...
      С уважением, Ольга

      • Либо следует, по-моему, остаться в сфере литературы и искусства, либо, если берете какие-то полит. события, эту веху - эпоху, по сути! - нельзя обходить вниманием. Как, впрочем, и гражд. войну в 20-м веке.
        И там, и там Испания была именно такой, какая она есть: нищета и роскошь, гипертрофированная забота о чести и пренебрежение гуманистическими идеями, конфликт между личностью и обществом, словом все то, что трагичность существования Испании и обеспечивало все века ее существования.
        Наполеоновские войны - очень яркий момент.