Слово «эпатаж» произошло от французского жаргона «épatage», и изначально было задумано этим словом призвать всех желающих «ошеломить буржуев» (épater les bourgeois) исключительно в художественной среде 19 века. Более того, появление эпатажа связано именно со стилем «модернизм» в искусстве. Но сейчас эпатировать можно всех и везде (даже собственную бригаду по сбору бесхозного металлолома) — настолько прочно вошло это слово в нашу жизнь в разных значениях и сам эпатаж, как действо, как некий драйвер, уже реально составляющее нашей жизни. Или наша жизнь стала сплошным творчеством.
Так или иначе, но эпатаж повсюду. И проще сказать где его нет, чем перечислять его присутствие. Ах, Франция, Франция!.. Во Франции даже маленькие дети говорят по-французски — «настолько они культурные» (мысль не моя — я только иронизирую над автором этой фразы, потому что опять что-то культурное к нам, в Россию, из Франции пришло). Иронизирую и над поклонниками всего культурно-западного (я — про «несуществующую» культуру славян). И солидарен с авторами мысли о том, что ещё в античности люди эпатажем «занимались». А по мне — так ещё с доисторических времен. Пещерная живопись Альтамиры — тому подтверждение.
Шокирующее поведение, противоречащее принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемое с целью привлечения внимания, присуще многим и многим. И непонятна негативная реакция других «многих» на эпатаж — ведь сами почти такие же. Или их просто опередили и из-за этого они психуют?
Если серьёзно, эпатаж — это желание «поразить, растормошить, взбудоражить», по мнению
Слежу за мыслью Е. А Рогалёвой: «Эпатаж — скандальное поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила, обретает в этих условиях особую роль. В отличие от асоциального, деструктивного девиантного поведения, направленного на разрушение жизни социума, эпатаж становится средством выхода из неопределенного и неустойчивого положения, обретения нового опыта идентификации (усвоения поведенческого кода и символики одежды, выработки лингвистической компетенции, освоения пространств, в которых происходит презентация избранной культурной формы…» И мне нравится следить за ней.
Не просто нравится, а хорошенечко запоминаю: «Шокирование публики, намеренная скандализация, отклонение от нормы позволяют нам рассматривать эпатаж как проявление девиантного поведения. С точки зрения структурной, эпатаж является следствием утраты идентификаций и проявляется как несоответствие поведения нормативным требованиям социальной среды, эпатаж — это поиск идентификации».
И точка зрения «бунтаря» Альбера Камю мне по душе. «Бог умер» — это же надо такое придумать. Но больше всего понравился Александр Флакер, который взял и разделил на два лагеря проблему эпатажа. А сам термин вообще старается не произносить вслух. Вот и появились на белый свет «эстетическая провокация» вместе с «эстетическим вызовом». И горя не знают в монографиях всяких. И в статьях разных. А эпатаж «жизнестроения» С. Даниеля существует сам по себе…
Ладно искусство, в искусстве большинство — с «приветом», но оказывается: «В современной России сложилась во многом новая и весьма непростая ситуация, которая заключается в том, что ломаются старые и формируются новые нормы. И если раньше эпатаж затрагивал только сферу искусства и шоу-бизнеса, то теперь он проникает и в политику. Пересматриваются ценности вчерашнего дня, в том числе правила и нормы поведения государственных деятелей…» (Е.А. Рогалева)
Во как! Короче, нет однозначного мнения и определения у учёных. Есть только ёмкое выражение мнения народа одним словом. Но его нельзя вслух произносить.
Лет 50 назад один поэт написал "...Опять он здесь. Я завтра явится Такие зрители - беда. Вам все на выставке не нравится Зачем Вы Ходите...