• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Абрахам ван Стрий. Как он видел жизнь?

Абрахам ван Стрий (1753 — 1826) — художник из Северных Нидерландов. Родился в Дордрехте, учился у отца, работал вместе с ним. Был принят в гильдию св. Луки, занимал должность управляющего гильдией. В его полотнах — бытовые сценки, переносящие нас в Нидерланды девятнадцатого столетия: здесь и коллекционер, и молоденькая мамаша, и дети со своими заботами и забавами.

Абрахам ван Стрий, Урок рисования, фрагмент «Гипс» Фото: общественное достояние

Его собственные детские впечатления, видимо, нашли отражение в картинах «Урок рисования». Ученик пришел к учителю: комната в цокольном этаже, в нее ведет крутая винтовая лестница. Дом когда-то был богатым — мраморный мозаичный пол. Со временем все обветшало, стены отсырели и облупились.

Ученик сидит спиной к окну и старательно рисует гипсовую статую. Его папка с рисунками прислонилась к сундуку.

Лето, яркий солнечный день. Но учитель одет не по погоде тепло: возраст дает о себе знать.

На полу сидит не то внук, не то сын художника: в его руке вертушка, рядом — барабан.

Еще один урок рисования — в мастерской художника: за столом сидит ученик, перед ним — коробка с принадлежностями и гипсовая Венера. За спиной художника — мольберт с обрамленной картиной.

Учитель объясняет ученику, что и как надо. Ученик внимательно вглядывается в гипс — судя по всему, у него что-то не так получилось в ногах.

«Коллекционер с женой». Пожилой мужчина и моложавая женщина сидят за столом, заваленном цветными гравюрами. На стене — картина, слева в богатой резной раме — зеркало, в просвет двери видна завешенная картинами стена. Судя по всему, они купили коллекцию и сейчас изучают, что им досталось. У него — озабоченное лицо, у нее тоже радости не видно, в глазах читается вопрос: «И что теперь с этим делать?» Похоже, что они рассчитывали на что-то получше.

«Продавщица вишни в дверях». Летний солнечный день. У входа в зажиточный дом (резной косяк двери, замысловатый светильник под потолком, резное кресло, на котором сидит мамочка) стоит пышногрудая женщина в простенькой шляпе. Ребенок тянет руку к кисти вишен у мамы в руке. Продавщица в ожидании: у нее в руках две корзины и весы с блестящими на солнце латунными чашками.

В нижнем правом углу картины — ружье и висящая на перилах лестницы униформа.

«Домохозяйка». Небольшая комната. Это помещение и кухня, и столовая, и мастерская. Винтовой пресс в углу (сам по себе — произведение искусства) — скорее всего, инструмент для извлечения дохода: на нем обрабатывают текстиль (возможно, не только ткань, но и готовые изделия) для придания ему заданных свойств. Такой процесс очень похож на сегодняшнее каландрирование.

Женщина с корзиной, наполненной овощами, сидит возле плетеной люльки-качалки (снизу просматриваются дугообразные полозья). Ребенок вот-вот уснет, и она примется за готовку.

Есть еще одна любопытная деталь в картине: щетка. Вероятно, это первое изображение такого предмета домашнего обихода.

«Зимняя сценка». Солнечный зимний день, легкий морозец. Двор бедноты: со стен отвалилась штукатурка, деревянные конструкции от старости почернели, простенькая занавесочка на окне. И одежда на детях не говорит о большом достатке. Зато радости у детей: запрячь козла в санки и погонять его с пассажиркой по свежему снегу!

Эти детки еще маленькие. Скоро они пойдут учиться — кто рисовать, кто торговать, кто вести домашнее хозяйство…

Статья опубликована в выпуске 7.05.2016
Обновлено 6.08.2022

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: