Борис Рохленко Грандмастер

Бартоломеус Спрангер, «Грехопадение». А что такое грехопадение?

О грехе и грехах написано огромное количество литературы, богословы очень много занимались толкованием понятия «грех». Именно они — авторы понятий «первородный грех» и «грехопадение».

Бартоломеус Спрангер, Грехопадение, фрагмент «Яблоко» commons.wikimedia.org

В Ветхом завете нет точного определения понятия грех, хотя о греховности жителей Содома говорится так: «Жители же Содомские были весьма злы и весьма грешны перед Господом». Предельно четкое определение греха дается в Первом Соборном послании Иоанна: «Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие» (3,4).

«О пресвятая дева Мария! Ты зачала без греха — так дай же согрешить без зачатия!» Это обиходное понятие греха, иначе говоря, грех — это соединение мужчины и женщины. Выражение «жить во грехе» означает только одно: жить вне церковного брака.

В обыденном смысле грех — это соединение. И если церковь якобы говорит, что этот процесс греховный, в нем есть нечто нежелательное с точки зрения религиозной морали, то существует и другой, прямо противоположный взгляд.

Пожалуй, лучше всего это выразил Александр Сергеевич Пушкин в «Гавриилиаде» устами дьявола:

Два яблока, вися на ветке дивной
(Счастливый знак, любви символ призывный),
Открыли ей (
Еве — Б.Р.)неясную мечту.
Проснулися неясные желанья;

Она свою познала красоту,

И негу чувств, и сердца трепетанье,

И юного супруга наготу!

им открыл я тайну сладострастья
И младости веселые права,

Томленье чувств, восторги, слезы счастья,

И поцелуй, и нежные слова.

С одной стороны, грех как бы понятие отвлеченное, абстрактное. С другой стороны, он представляет собой какое-то действие, то есть его можно изобразить. Что и делали художники: кто-то в рисунках, кто-то в картинах, кто-то в графике, кто-то в живописи.

Бартоломеус Спрангер, Грехопадение,1893, 126х79 см, Музей истории искусств, Вена, Австрия
Бартоломеус Спрангер, Грехопадение,1893, 126х79 см, Музей истории искусств, Вена, Австрия
Источник

На картине Бартоломеуса Спрангера «Грехопадение» мужчина и женщина (надо полагать, Адам и Ева) обнимаются под деревом, с ветки которого свисает змей с яблоком. Ева уже взяла это яблоко, сейчас она его надкусит, а затем даст Адаму.

Они еще в неведении, что они без одежды, на них еще нет фиговых поясков, они только на пороге познания добра и зла, они еще не знают, что такое «стыд». Еще несколько мгновений до нарушения заповеди Господа Бога «не вкушать плодов с дерева познания». Вот-вот — и свершится то, что церковь называет первородным грехом.

Они в неведении, но его объятье говорит о другом: ему нравится, ему нужен телесный контакт. Они оба еще не знают, насколько это занятие захватывает, насколько оно приятно, не знают, что в результате они станут родителями, что от них пойдет род людской.

Они еще ничего не знают, но что-то их влечет к нарушению заповеди Господа Бога. И можно ли назвать это грехом, если это предопределено тем же Богом? И как разобраться в том, что такое грех и грехопадение?

P.S. Вот что сообщает Википедия:

«Грех — действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (заветов Бога, предписаний и традиций); реже — нарушение доминантных морально-этических правил, норм, установившихся в обществе».


Что еще почитать по теме?

Рубенс, «Отшельник и спящая Анжелика». Аллегория греха?
Семь смертных грехов. Что мы знаем о них?
Что такое покаяние и почему оно «не работает»?

Обновлено 6.08.2016
Статья размещена на сайте 23.04.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: