Наталья Наумова Грандмастер

Как герои романа о Дон Кихоте появились на балетной сцене?

Закономерно, что шедевр литературы вызывает к жизни произведения в самых разных жанрах. «Круги по воде» расходятся
порой на протяжении столетий. Так произошло и с романом гениального испанского
писателя Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский». Это творение нашло отклик во всех видах искусства.

Сцена из балета «Дон Кихот» Источник

Балеты, навеянные романом Сервантеса, появились ещё в XVIII веке.
Разумеется, столь масштабное литературное полотно весьма сложно для
сценического воплощения. Но характерная особенность романа — это обилие вставных
новелл, которые нередко виртуозно переплетаются между собой. При создании
произведений для музыкального театра часто бралась за отправную точку одна из историй, и вокруг неё строилось всё действие.

Свадьба Камачо

На балетной сцене прочно прижилась новелла о Китерии и Басильо
из второй книги. Славный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса продолжали
путь. По дороге им встретились всадники, которые поведали, что спешат на свадьбу Китерии Прекрасной и Камачо Богатого. Торжество, однако, могло быть
омрачено страданиями пастуха Басильо. Он с детства был влюблён в Китерию,
которая отвечала ему взаимностью. Но отец девушки был против бедного жениха и нашёл
для дочери партию побогаче.

По случаю своей свадьбы Камачо устроил роскошное представление.
Участники декламировали под музыку стихи и состязались в танцевальном искусстве.
По окончании появилась невеста, поразившая всех редкой красотой, но при этом
бледностью. Вскоре внимание гостей привлёк юноша в траурном кипарисовом венке. В незваном госте стразу узнали Басильо. После горьких упрёков, адресованных
бессердечной Китерии, он заколол себя. Что ж — раз изменнице без него лучше, он не станет ей мешать.

Несчастный Басильо высказал последнее желание: пусть Китерия
назовёт его своим избранником — ведь всё равно он умрёт. Для него отрадно будет
сойти в могилу супругом дорогой возлюбленной. А Камачо никто не помешает
жениться на вдове. Но как только священник благословил Китерию и умирающего
Басильо, последний вскочил цел и невредим — самоубийство было искусно
инсценировано.

Камачо бросился со шпагой на соперника. Но тут Дон Кихот на верном коне Росинанте и с копьём в руках преградил дорогу незадачливому жениху.
Впрочем, Камачо быстро утешился и забыл Китерию — раз она предпочитает другого,
то не стоит и сожалеть о ней. А Дон Кихот произнёс речь в защиту влюблённых,
где оправдывал их хитрость. У рыцаря печального образа было и своё основание
для радости: ведь случилось невероятное — его приключение увенчалось
успехом.

Источник вдохновения

Небезынтересно, что в романе подробно рассказывается о торжестве,
которое устроил Камачо в честь своей свадьбы (пусть в итоге и несостоявшейся).
Эта картина перекликается с описаниями тех представлений XVII века,
которые исследователи называют первыми балетными спектаклями. Свадьба из романа
даже в наши дни может навести на раздумья режиссёров. Но и сам сюжет о влюблённых замечательно подошёл для воплощения в музыкальном театре.

Над хореографическим переложением новеллы трудились многие
мастера танца, в числе которых — Жан Омер, Фелицата Гюллень-Сор, Шарль Дидло. Не раз героям довелось и запеть — эпизод из романа послужил основой для опер Саверио Меркаданте «Дон Кихот на свадьбе у Камачо» и Феликса Мендельсона «Свадьба Камачо». Но отдельную страницу открыл
балет с жизнерадостной музыкой Людвига Минкуса. У этого хореографического
полотна своя история.

Красочная реалистичность

«Дон Кихот» — единственный из балетов классического
наследия, который был рождён в Москве. Впервые он был показан в 1869 году в бенефис Анны Собещанской. Хотя постановку осуществил Мариус Петипа, она отличалась
от петербургских опусов. Главное внимание было уделено характерным танцам в испанском стиле. В какой-то мере решение оказалось вынужденным, но оно придало
спектаклю своеобразие. Московская труппа в те годы была недостаточно сильна в классическом танце, поэтому он отошёл на второй план.

В 1900 году в Большом театре балет заново поставил Александр
Горский. Хореограф-реформатор, он стремился преодолеть условности, придать
реалистичность происходящему на сцене и привнести в танцевальное действие больше
национального колорита. На творчество балетмейстера сильное влияние оказал
Художественный театр. Сейчас сложно сказать, что было сочинено Горским, а что
осталось от старой версии Петипа. Но сама концепция спектакля стала новым
словом в хореографическом искусстве.

Грациозное остроумие

Как нетрудно заметить, в либретто Китерия превратилась в Китри, пастух Басильо — в цирюльника Базиля, а богач Камачо — в чудаковатого
дворянина Гамаша. Действие из деревенской глуши было перенесено в Барселону. В спектакле угадываются и другие эпизоды романа. Так, нередко присутствует
пролог, где Дон Кихот погружён в чтение рыцарских романов. Сцена бесславной битвы
с ветряными мельницами также отсылает к первоисточнику.

Многое было привнесено при дальнейших постановках. Менялась
и музыка. К партитуре Минкуса добавлялись сочинения других композиторов. Касьян
Голейзовский поставил цыганский танец на музыку Валерия Желобинского. Этот
номер очень органично вписался в спектакль. Ростислав Захаров в своих танцах
использовал музыку Василия Соловьёва-Седого. В их числе — джига, которую танцуют
матросы (весьма напоминающие пиратов).

Балет существует почти как живой организм. В разных версиях
есть свои нюансы, но при этом спектакль всегда узнаваем. А бессмертный роман
Сервантеса продолжает вдохновлять на создание новых произведений искусства. Что
закономерно — ведь даже Санчо был не чужд прекрасного и утверждал, что «где
играет музыка, там не может быть ничего худого». Показательные для него слова. Хотя
отважный рыцарь Дон Кихот и не любил, когда его оруженосец слишком активно
демонстрировал своё остроумие.

Обновлено 4.05.2016
Статья размещена на сайте 2.05.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: