Екатерина Рид Мастер

Филиппа Грегори, «Наследство рода Болейн». Каково быть английской королевой?

Может ли писатель приоткрыть для читателя
мир в другую эпоху и насколько хорошо
это получается у Филиппы Грегори?
Разбираемся на примере её книги
«Наследство рода Болейн».

Кадр из сериала «Тюдоры»

События данного произведения переносят
нас в Англию времён Генриха VIII.
Сюжет «Наследства рода Болейн» охватывает
недолгий, но насыщенный для королевского
двора период. Он начинается с прибытия
в Англию Анны Клевской. Но нельзя с определённостью сказать, что именно
она является главной героиней этой
книги. Дело в том, что повествование
ведётся от лица трёх женщин.

Анна Клевская —
жена Генриха № 4.

Джейн Болейн —
золовка Анны Болейн (жены № 2), а по совместительству придворная дама.

Екатерина Говард —
жена Генриха № 5.

Книга построена в виде чередующихся записей главных
героинь, которые часто перекликаются
друг с другом. Они пишут о своём
стремительно меняющемся положении при
дворе, о короле, о текущих событиях и о друг друге.

Видимо, для большей
убедительности автор перед каждой
записью указывает дату и место «написания».
Не возникает сомнений в том, что Грегори
хорошо изучила эту эпоху, прежде чем
начать писать книгу, но в голову всё
равно закрадывается вопрос (а избавиться
от него непросто, даже невзирая на высокое мастерство автора!): а что если
они были другими? Всё-таки это очень
смело — писать от лица реальных
исторических личностей один на троих
их личный дневник. Что если Китти Говард
не была наивной дурочкой, пересчитывающей
свои платья и чепцы? Что если Джейн
Болейн не была настолько меркантильна
и расчётлива?

В начале чтения произведение может
показаться не особенно захватывающим.
Главные героини выглядят на страницах
довольно плоско и упрощённо. Анна полна
решимости стать «хорошей королевой»,
Екатерина озабочена своим гардеробом,
а Джейн рассыпается в сентиментальных
воспоминаниях о муже и его сестре… Но постепенно сюжет набирает обороты, а в тексте появляется всё больше признаков
скорых перемен в жизни каждой из героинь.

Три женщины, происходившие
из знатных семей, имевшие связи и влияние,
оказались не особенно счастливы, когда
судьба свела их с одним из самых выдающихся
монархов того времени. Каждая стала при
дворе безвольной марионеткой и лишь
играла отведённую ей роль. Король решил их судьбу по своему разумению.

Безусловно,
Анна Клевская оказалась в большем
выигрыше по сравнению с остальными. Чем
она отличалась от Екатерины и Джейн?
Обстоятельства сложились таким образом,
что при всём желании быть безупречной,
ей удалось остаться в некоторой степени
странной иностранкой, которая в любой
момент могла притвориться, что не понимает английскую речь. Ей удалось
скрыть свой ум. Она тщательно следила
за своей репутацией, не давая повода
для малейшей обоснованной сплетни. А что касается необоснованных сплетен…
Иногда так и хочется воскликнуть: «Ну,
не сиделось вам дома спокойно…» И ведь
действительно, несмотря на трагичность
истории, нельзя отрицать, что всем
героиням (правда, в разной степени и при
разных обстоятельствах) хотелось на трон или поближе к нему. Вот и обожглись,
каждая в меру своего тщеславия.

Конечно, по-настоящему мы их никогда не узнаем и можно бесконечно строить
догадки и предположения об их поступках.
Но стоит признать, что по таким
произведениям история запоминается
гораздо лучше, чем по скупым данным
учебников и энциклопедий. Филиппе
Грегори удалось сделать повествование
притягательным, «оживить» обитателей
исторических хроник и приблизить их к читателю насколько это возможно.
Осталось только открыть книгу!

Обновлено 12.05.2016
Статья размещена на сайте 8.05.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: