Ксения Михайлова Грандмастер

Что такое Свистопляска?

Многие из нас иногда употребляют это слово, не догадываясь о его истинном значении, которое неразрывно связано с чрезвычайно трагическими событиями, произошедшими ещё в пятнадцатом веке. События эти были настолько ужасны и необычны, что весть о них распространилась далеко за пределы тех земель, где они произошли.

Раздерихинский спуск в Кирове Источник

Давным-давно, еще в 1480 году, вятская земля, как, впрочем, и многие другие русские земли, страдала от многочисленных набегов кочевников. Нападения их отличались чрезвычайной жестокостью, а бои были изматывающими. Только, казалось бы, разбили защитники земли русской врага, как вдруг из-под земли появлялось новое неприятельское войско. И снова жаркий кровопролитный бой.

Так было и в ту, четвертую после Пасхи, субботу. Сумерки заволокли всё вокруг, как издалека вятчане услышали зловещий конский топот и звон боевых доспехов. Вновь предстояла битва. Собрав последние силы, защитники под предводительством Михаила Рожухина крушили басурманов налево и направо. Много полегло на поле вятчан, понёс большие потери и неприятель. Вся земля до горизонта была усеяна телами погибших в битве. Когда же наступил рассвет и можно было посмотреть на лица поверженных, крик ужаса пронзил тишину: вятчане сражались не с басурманами, а с союзниками! Это им на подмогу пришло войско устюжан, возглавляемое новгородцем Анфалом и его сыном Нестором. А теперь все они, ни много ни мало, девять тысяч славных русских воинов, останутся лежать на поле брани.

Какие чувства должны были испытывать, глядя на открывшуюся их глазам страшную картину, горе-победители? «Слепороды, вы слепороды», — рыдали старики. Так издавна называли выходцев из Вятки, объясняя это тем, что у них глаза имели узкий разрез. Будто и впрямь слепорожденные, ведь своих в пылу битвы не разглядели! Но нашлось и более сильное слово — «свистоплясы». Так говорили на вятской земле о самых презренных людях, «разгульных тунеядах и шатунах» (это значение зафиксировал В. И. Даль в своем словаре).

Местом погребения убитых стала гора Раздериха над рвом речки Вятки. Там же в память о страшной битве вятчане соорудили деревянную часовню, а день, когда произошло это печальное событие, назвали Свистопляской. Из года в год на протяжении многих столетий в этот день служили панихиды по убитым устюжанам.

День Свистопляски стал подобен языческой тризне. Ещё в середине девятнадцатого века, по воспоминаниям И. М. Снегирева, рядом с надгробной часовней ставили шатры и продавали особенных, изготовленных специально для этого дня глиняных лошадок, свистки, погремушки, сладости. Ребятишки играли, свистели, приплясывали, а затем становились рядами по разные стороны рва и бросали друг в дружку глиняные шарики, в память о том дне, запомнившимся потомкам ужасной воинской ошибкой предков.

Обновлено 25.05.2016
Статья размещена на сайте 19.05.2016

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Действительно, интересный факт..никогда и не подозревал, что слово родилось из события, да еще из такого

    Оценка статьи: 1

  • "Слово свистопляска — народно-областное, этнографичекое. В.И. Даль так объяснял его первоначальное применение и его зарождение: «Свистопляска вят. тризна по убитым ошибкою вятчанами устюжанам (в XIV в.), пришедшим на помощь и принятым за неприятелей, за что первые прозваны слепородами и свистоплясами; в этот день (четвертая суббота от Пасхи) свищут в глиняные уточки и дудочки, на овраге, у часовни. // Свистопляс, разгульный тунеяд, шатун».

    Даль не был историком и не обязан был проверять местные легенды, а современным писателям не мешало бы!

    "В отвлеченном публицистическом значении слово свистопляска было впервые применено в начале 1860 г. знаменитым русским историком М. П. Погодиным. Оно заключало в себе каламбурный намек на сатирико-юмористический журнал «Свисток», издававшийся при «Современнике» и руководимый Н. А. Добролюбовым. В открытом письме к Н. И. Костомарову с вызовом на диспут по вопросу о происхождении варягов (диспут этот состоялся 19 марта 1860 г. в актовом зале Петербургского университета) М. П. Погодин иронически назвал революционных редакторов «Современника» — Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова — «рыцарями свистопляски».

    Оценка статьи: 1

  • Николай Аблесимов Николай Аблесимов Грандмастер 27 мая 2016 в 05:49 отредактирован 27 мая 2016 в 05:49

    Естественно, за статью - кол (единица).

    Оценка статьи: 1

  • Еще версия.
    "Сын Васыла Анбал (Анфал Никитин) был последним знаменитым вожаком ушкуйников...", т.е. разбойником.
    Так что вятичи снова бились со своими... разбойниками. о чем тут плакать? Чему ужасаться? В квартиры к Вам лезут тоже не немцы! Вы их привечать должны? Или скалкой по башке?

    Оценка статьи: 1

  • О месте битвы. «Сабурова дружина, кои побиты под Хлыновым градом: Аифала, Нестора".
    Хлынов, позже Вятка и Киров.
    "Кремль г. Хлынова был построен предположительно в середине 50-х годов XV в. в период борьбы Вятской республики в составе Галицкой коалиции северных русских городов против Москвы".
    Так что бились вятичи с врагами московитами. Типичная усобица.
    Автору пожелание. Исторические события надо проверять по первоисточникам. То что Вы написали никак им не соответствует.

    Оценка статьи: 1

  • О количестве убитых.
    "А. С. Верещагин отмечал, что «число убитых показывалось в синодиках неодинаково: убитых на Вятке с Анфалом показывалось то 9000, то 4000»".

    Оценка статьи: 1

  • О дате.
    "В вятской летописи из «Анатолиевского сборника» (список 1706 г.) известие схоже с Ред2: «В лето 6989-е (1481) Михаило Росохин на Вятке убил Анфала и сына его Степана»123.
    Отличие опять состоит в имени сына Анфала и в дате. Д. К. Уо считает, что дата получилась из даты 6929 в результате ошибки писца, который «спутал кириллические буквы К (20) и П (80) – иногда их трудно различить»".
    Вот так частые ошибки писцов приводят к рождению мифов.

    Оценка статьи: 1

  • Еще версия.
    "По летописям об Анфале можно только сказать, что до 1398 г. он был знатным двинянином (его брат Иван Никитич являлся двинским воеводой, а сам он был взят новгородцами в плен в числе высшей двинской знати), вероятно, боярином, после 1399 г. возглавлял великокняжеские войска, то есть был воеводой, а до 1409 г., возможно, стал наместником великого князя на Вятке (в 1409 г. в поход «Анфал же пошел задними водами в Каму», то есть из р. Вятки, а по указанию Арх, «Анфал Никитичь ходил с вятчаны»".
    Во всяком случае авторский год 1480 явно неверный.

    Оценка статьи: 1

  • Похоже действительно, вранье. Вот другая версия.
    "Анфал Никитин (? — 1417) — новгородский боярин, изменивший Великому Новгороду; поселившись с братьями в Двинской земле, он сделался приверженцем московского великого князя Василия I Дмитриевича. Разбитый новгородцами, спасся бегством, разбойничал по Каме и Волге и был убит в Вятке в 1417 году Михаилом Розсохиным, таким же, как и он, новгородским беглецом, ушкуйником-повольником".

    Оценка статьи: 1

  • Что-то не верится чтобы не поняли, что это свои!

    Оценка статьи: 1

  • Генадий Леонов Генадий Леонов Профессионал 27 мая 2016 в 00:31 отредактирован 27 мая 2016 в 00:32

    Парадокс - событие трагическое, а ныне отмечается как праздник...

    Оценка статьи: 5