Борис Рохленко Грандмастер

Дом Пакен. Что за вывеской?

Французский художник Жан Беро (1848−1935) оставил множество пейзажей Парижа. Одна из таких зарисовок — «Служащие выходят из Дома Пакен».

Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, 1902, 42×55 см, musee Carnavalet, Париж, Франция www.flickr.com

Зрительный центр картины — Вандомская колонна, возведенная в память о победах Наполеона. Группа женщин, слегка разбавленная мужчинами, выходит из здания, на фасаде которого между кариатидами видны золотые буквы вывески «Paquin» (Пакен). (Думается, что мужчины — не работники модного дома, они встречают своих подруг-модисток. Разве что пара в проеме двери — муж и жена.)

«Пакен» — это дом моды, который в 1891 году был основан Жанной Пакен. Она родилась в Сен-Дени — пригороде Парижа — в 1869 году, училась швейному делу у семейства Руф (образец платья, пошитого в мастерской Руф, есть в Институте одежды в Киото, Япония; во второй половине девятнадцатого века в Европе была мода на японские мотивы, видимо, поэтому платье оказалось в японской коллекции).

Заведение быстро получило популярность: ее вечерние платья пастельной гаммы, ее дневные наряды были превосходно сшиты.

Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, фрагмент
Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, фрагмент

Жанна оказалась отличным бизнесменом: она устраивала модные показы, она посылала своих манекенщиц демонстрировать одежду и в оперу, и на скачки. Она смогла привлечь к сотрудничеству художников, среди которых был Леон Бакст (Лев Самойлович Розенберг, 1866−1924) — русский художник, декоратор и модельер.

Эта великолепная команда не только создавала модели платьев, она занималась изданием модных альбомов Дома Пакен, оформлением частного жилища его хозяев и официального здания, что способствовало процветанию бизнеса. Дом Пакен издавал модный журнал, в котором публиковались рисунки моделей, созданных ведущими парижскими кутюрье.

Выход служащих из Дома Пакен — это своеобразная демонстрация мод: сотрудники не могли одеваться как попало, они должны были быть одеты соответственно стилю заведения.

Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, фрагмент
Жан Беро, Служащие выходят из Дома Пакен на улице де ля Пэ, 3, фрагмент

Дело процветало, были открыты филиалы в Лондоне (1896 год), позднее — в Буэнос-Айресе (Аргентина) и Мадриде (Испания). В 1912 году Пакен начинает издавать «Вестник хорошего тона» (Gazette du Bon Ton), который просуществовал до 1925 года. В издании вестника принимали участие ведущие модельеры того времени: Луиза Черу, Жорж Дуле, Жак Дусе, Поль Пуаре, английская швейная фирма Редферн и сыновья, Дом Уорта (французский дом высокой моды, существует до сих пор).

В 1906 году французский художник Анри Жерве (Henri Gervex, 1852−1929) написал картину «Пять часов в доме Пакен». Большая картина (300×172 см), на которой изображена, по-видимому, подготовка к показу мод: около трех десятков действующих лиц, в основном — манекенщицы, местами — мужчины (скорее всего, руководители процесса). Судя по всему, на картине представлены все линии одежды, от светских нарядов до платьев для конторских служащих.

Жанна Пакен в 1911 году
Жанна Пакен в 1911 году
Источник

Высокий авторитет Жанны Пакен позволил ей стать председателем французской Палаты модельеров (1917−1919).

В 1920 году основательница Дома Пакен отстранилась от дел. Дом моды Пакен полностью прекратил свое существование в 1956 году. Сегодня в здании на улице де ля Пэ, 3 располагается гостиница. От былой славы остались только кариатиды…

Обновлено 1.09.2017
Статья размещена на сайте 12.06.2016

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: