Ольга Сысуева Профессионал

Как отразилась эпоха барокко на искусстве и литературе в Испании?

XXI век — эпоха противоречий, непрекращающегося поиска новых идей, ломка традиционных взглядов, процесс самопознания.

XVII век — ломка отношений, поиск выхода из духовного и политического кризиса, утверждение человека в мире как личности, начало процесса самопознания.

Эти эпохи удивительно близки по духу.

В Европе в это время шел процесс поиска свободы, истины и того идеала, который служил бы дальнейшему развитию человечества. Многие страны отказывались от монархической формы правления и стремились к республиканской.

А Испанская королевская монархия постепенно начинала приходить в экономический упадок. В этот период начались кровопролитные войны с Англией, в которых Испания утратила своё могущество и гегемонию на море. А в начале XVIII века началась война за испанское наследство…

Но именно в этот период, названный эпохой барокко, неожиданно произошел всплеск испанского искусства и литературы, которые отозвались на время перемен строгостью форм, причудливостью образов и стремлением к тайне и даже мистицизму.

От общей европейской живописи это искусство отличает странность форм и характеров, запечатленных на испанских полотнах. Здесь строгость образов соседствует с индивидуальностью характера художника. Многое кажется странным… и в то же время очень притягательным. Для искусства Испании характерна декоративность, капризность, изощренность форм, дуализм идеального и реального, нагромождения и скупости, возвышенного и смешного.

Основными представителями испанского барокко являются Эль Греко и Диего Веласкес.

Об этих художниках можно говорить много и с любовью, поскольку они своей живописью покорили не одного европейца. Отмечу лишь характерные черты их живописи и некоторые знаменитые полотна.

Для Эль Греко характерны такие черты, как полный отказ от натуралистической манеры письма, «вытянутость форм» и человеческих лиц, странная любовь к зелёному и его оттенкам. Вспомним наиболее известные работы Эль Греко.

«Вид Толедо». Лично мне эта картина притянулась обилием зеленых тонов. В ней есть что-то, что завораживает, притягивает взгляд, и уводит в странный мир теней, в котором, кажется, жил художник.

«Кающаяся Мария Магдалена». Эта картина проникнута трагизмом и отчаяньем. Художник явно сочувствует образу. Она… впечатляет.

«Погребение графа Оргаса». Картина была написана по заказу приходской церкви Санта-Томе. Среди представителей благородных семейств Эль Греко поместил своих знакомых и сына Хорхе Мануэля.

Вообще в испанском искусстве очень много трагического, и в тоже время величественного, что, наверное, объясняется странной судьбой этого народа, в которой сочетались величие и жестокость одновременно. Это всё в полной мере отразил в своих правдивых картинах Диего Веласкес, который занимал различные должности при дворе Филиппа IV. Диего Виласкеса по праву считают художником истины.

В отличие от Эль Греко, этот художник рисовал вполне натуралистично. Одно из величайших полотен художника — картина «Сдача Бреды». Это одно из выдающихся полотен европейской исторической живописи.

Среди полотен Веласкеса выделяются портреты особ королевского дома. Это «Марианна Австрийская», «Инфанта Мария Тереза». Одной из главных работ этой серии считается полотно «Менины» («Фрейлины»). Ещё картина именовалась как «Семья», «Семья Филиппа IV». В «Менинах» частный эпизод придворного быта предстает как одно из мгновений общего течения жизни в богатстве ее взаимосвязей и изменчивых проявлений. Интересно, что Веласкес писал без предварительного наброска, прямо на холсте.

Художник был женат на дочери своего учителя Ф. Пачеко Хуане Миранде.

Другими представителями испанского барокко в живописи были Франческо Сурбаран и Хусепе Риберо. Эти два художника рисовали в основном на библейские темы.

Главные сюжеты картин Хусепе Риберо — мученичества святых. Но они далеки от сентиментальности, поскольку художник не хотел, чтобы его полотна вызывали жалость. Его картины: «Хромоножка», «Святая Инесса» и другие.

В картинах Франческо Сурбарана ощущаются чистота и святость. Для его полотен характерно простое композиционное решение.

Испанскую литературу и театр периода барокко прославило творчество Луиса де Гонгоры-и-Арготе, или попросту Гонгоры. Этот поэт, начавший как обычный поклонник сонетов, открыл свой стиль в поэзии — гонгоризм. К тому же он весьма расширил тематический репертуар сонетов. Он писал сонеты эротические и сатирические, сонеты на случай…

Гонгора полностью отказался от какого-либо развития сюжета. Сюжет его поэмы «Уединение» заключается в том, что юноша попал на неизвестный европейцам остров, и аборигены устроили в честь него праздник.

Испанцев в прозе прославил Балтазар Грасиан, который написал следующие известные произведения: «Карманный оракул» и «Критикон».

Музыкальная жизнь испанцев того времени не отличалась большим разнообразием. Здесь не выдвинулась своя оперная школа, как в других странах, но появилась сарсуэла — захватывающий театрально-музыкальный жанр, который можно сравнить, наверное, с мюзиклом.
Мир испанского барокко очень разнообразен. Он находится в постоянном поиске. И, если человек из XXI века приглядится к нему, то он, может быть, он подумает: «А, это очень похоже на современное состояние искусства и литературы. И, может быть, среди нас живут Эль Греко и Веласкес, Гонгора и Грасиан — изобретательные и уникальные люди?».

Использованная литература:
Гуревич П. С., «Культурология»;
Джорджи Р., «Эль Греко» (пер. с итал. Соколовой);
Липатов, «Этюды по теории западноевропейского искусства»;
Эскина Н., «Барокко. Музыкальная жизнь».

Обновлено 31.08.2017
Статья размещена на сайте 4.08.2007

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: