• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Жан Беро, «Зал Граффард». Что в нем происходит?

Историки пишут, что в 19 веке во Франции существовало теоретическое направление, для которого насилие, принуждение, диктатура были инструментами перехода к коммунизму. На «банкете коммунистов» в Бельвиле 1 июля 1840 года — первом открытом собрании коммунистов (около 1200 участников) — была поддержана идея насильственной социальной революции, ведущей к установлению народной диктатуры, цель которой — «реальное и совершенное равенство». Зал Граффард был известным местом сбора коммунистов.

Жан Беро, Зал Граффард, 1884, частное собрание commons.wikimedia.org

Картина Жана Беро «Зал Граффард». Большой и высокий зал с балконами по периметру, с обилием люстр. Художник приводит зрителей на собрание социалистов-коммунистов, об этом говорит красный фон — скатерть на столе президиума. (Красный цвет стал символом во время французской революции 1848 года и закрепился за социалистами и коммунистами в 1871 году, во время Парижской коммуны.)

Зал забит до отказа, дым коромыслом. (Как сказал Анатоль Франс, здесь заодно с трубками и коптящими лампами дымятся мозги.) На балконах люди стоят, внизу еще есть места в партере.

Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент " Оратор"
Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент " Оратор"
commons.wikimedia.org

Публика в восторге от оратора, который и говорит с жаром, и жестикулирует так, что вот-вот его рука улетит куда-нибудь в зал. О чем он говорит? Скорее всего, о том, что в жизни нет справедливости, что нет свободы, равенства, братства, что это никто не принесет на блюдечке с голубой каемочкой, что надо это добывать своими руками (надо понимать, не его руками, а руками слушателей).

 Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Слушатели"
Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Слушатели"
commons.wikimedia.org

Оратор произносит речь. Значит, будет принята резолюция. Конечно, это не значит, что слушатели после этого идеологического заряда потекут мощными потоками менять окружающий мир, но в головах уже зреют мысли о несовершенстве существующих порядков, что попраны все идеалы революции: «Свобода», «Равенство», «Братство».

Публика неистовствует! Она готова хоть сейчас идти чего-то добиваться! Она поддерживает оратора криками, жестами. На лицах слушателей, похоже, не осталось ничего человеческого, только злость на всё и на всех.

Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Слушательница"
Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Слушательница"
commons.wikimedia.org

Каким-то образом в ряды затесалась мощная матрона. Скорее всего, она сопровождает кого-то из президиума, поэтому ее посадили в партере (может быть, это муза маленького и лысого человечка?)

Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Президиум"
Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Президиум"
commons.wikimedia.org

Президиум производит странное, если не сказать — комическое, впечатление. Малыш с гигантской лысиной и такой же гигантской бородой, рядом с ним совершенно заросший персонаж. Кто они — эти люди, кого они представляют? Рабочих — совершенно непохоже. Интеллигентов — как-то не вяжется их облик с образом интеллигентного человека. Может быть, это анархисты, которые затесались в ряды коммунистов и социалистов?

Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Репортеры"
Жан Беро, Зал Граффард, фрагмент "Репортеры"
Источник

Репортеры на переднем плане стараются запечатлеть все перлы, которые несутся с трибуны. Они улыбаются, предвкушая сенсацию! Это не только удовольствие — слушать фантазии улучшателей мира, это — обязанность донести до своих читателей идеи преобразователей общества, показать им утопичность (или, наоборот, полезность?) общественного устройства, о котором говорит оратор, допустимость или невозможность применения насилия для достижения счастья трудового народа.

Картина воспринимается как карикатура. Зал Граффард внимает оратору…


Что еще почитать по теме?

Питер де Хох «Приятная компания». Зачем на картине нищий?
Альма-Тадема, «Слепой нищий». Почему появилась эта картина?
Проклятые картины. Откуда они появились?

Статья опубликована в выпуске 29.07.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Художника Жана Беро я знаю давно, но эту картину увидел впервые.
    Не надо придираться к рассказчику - играет, как умеет. Написано интересно и информативно. Напомнило мне статью В.Розанова о картине И.Репина "18 октября 1905 года". Советую прочесть

    • Марк Блау, с художником Жаном Беро я не был знаком вообще, я родился намного позже. Я даже с Репиным лично незнаком.
      Ни к кому я не придираюсь. Все зарабатывают на жизнь по-своему. В работе по заказу нет ничего плохого.
      Сотни миллионов инженеров и рабочих, художников, писателей, журналистов - работают по заказу. Что в этом плохого?
      Насчет статьи... Спасибо, конечно, что снизошли до нас в Ваших поучениях... виноват - в "советах".
      Статьи про "жидовство" всерьез изучать не могу.
      Равно, как всерьез изучать, внимать, проникаться и т.п. религиозной православной политикой вековой давности, даже от самого В.Розанова.
      Названную Вами картину Репина я, действительно увидел впервые. При первом просмотре - сильно не понравилось. Но статья на эту тему не понравилась намного больше.
      Но - по поводу дел давно минувших лет у меня уже сложилось впечатление. На базе фактических результатов.
      Хотя - новое узнавать всегда полезно, как и мнение оппонентов.
      Вы и впрямь верите, что русская интеллигенция начала прошлого века была антисемитской?

      Оценка статьи: 5

  • Карикатура? Или просто один из залпов инфовойны?
    Войны добра с коммунизмом - эвон, как коммунистов распатронили.
    Интернета тогда не было, обходились как могли...

    Оценка статьи: 5

    • Игорь Вадимов, в те времена еще не было понятия "инфовойна". Насколько я понимаю, художник писал, не очень задумываясь о том, как это будет воспринято. А может быть, и не очень понимая, что его заставляет писать свои картины. Необычайно редко можно встретить объяснения художников по поводу своих произведений.

      • Борис Рохленко, инфовойны велись от зарождения цивилизации.
        Римляне рассказывали, что карфагеняне приносят живых людей в жертву Ваалу, Нерон объявил, что Рим подожгли христиане (так, что ему поверили), а потом сами христиане в том же обвинили самого Нерона и представили его центром разврата...
        Из более позднего - никто в мире не слыхал о царе Иване Грозном, но все что-то негативное слышали о русском царе Иване Ужасном...
        А в случае с картиной все еще более просто. Художник получил заказ на картину, с хорошим описанием, как, кого и в каких тонах нарисовать. Ему - деньги, он - товар.
        А что художники про такое не любят рассказывать, так это естественно...
        Хотя и Рубенс (а был он весьма богат), большую часть картин писал на заказ, и Рембрант... Про то, как он рисовал "Ночной дозор" - целый фильм в наше время засняли...
        Верить в то, что коммунисты во все времена были бяками-буками и мечтали о грабежах и насилиях, это детский уровень, впрочем, соответствующий уровню образования в этой области нынешних западных обывателей.

        Особенно забавно изображал революционеров Форд-Первый, как он здорово описал - на уровне тогдашних обывателей - революцию октября 1917 в Питере! Я даже кусочек запомнил, хоть и не дословно: "Говорите, эту революцию устроили русские рабочие? А почему тогда все революционные лозунги в "революционном" Петрограде написаны на иврите?!".
        Инфовойна - есть инфовойна. Художнику или писателю деньги, а от них - картины, пьесы и т.п. (если спросите, откуда эти сказки и легенды...).
        А то, что название для нее появилось много времени спустя после появления... Так и термин "людоедство" появился спустя сотни тысяч лет после начала людоедства.

        Оценка статьи: 5