Елена Шуваева-Петросян Мастер

Что мы знаем о причитании и кто такие вопленицы?

Причитание, а также причет, прИчеть, плач, вопль — особый лирический жанр народного поэтического творчества, связанный с похоронными, свадебными обрядами и с проводами рекрутов.

Причитания возникли еще в доклассовом обществе и известны практически у всех народов мира. Древнейшие тексты похоронных причитаний, связанные с обрядом погребения и древними верованиями, сохранились в ассирийских, египетских, древнеевропейских памятниках письменности. Свадебные причитания возникли значительно позже похоронных, в результате формирования патриархальной семьи. Рекрутские «завоЕнные» причитания получили распространение в России после введения при Петре Первом рекрутчины.

Итак, причитания можно разделить на обрядовые (похоронные, свадебные) и необрядовые (рекрутские, то есть на случай). Причитания создавались исключительно женщинами, оплакивающими свою судьбу или судьбу близких, а также смерть близких. Существовали даже профессиональные и полупрофессиональные исполнительницы этого жанра — вопленицы (от слова «вопль»). Их также называли плачеями, плакальщицами. Насыщенные, яркие причитания олонецкой вопленицы 19 века Ирины Федосовой обладали исключительными высокими художественными достоинствами. Ее талантом восхищался Горький, а Некрасов использовал плачи Федосовой в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Мелодии причитаний удивляют своим разнообразием. Это и распевные, заунывные интонации горестного повествования, и «быстрый» говорок, и декламационный склад речи… Часто обрядам причитаний приписывались магические значения.

В наше время причитания сохранились в некоторых деревнях. Так, свадебные песни исполняются при «отбивании косы» невесты (народная традиция, пришедшая из глубины веков, когда девушки (то есть незамужние) носили косы, но выходя замуж, их обрезали).

Свадебные песни и причитания Вожегодского района:

Кто у нас хорошой
(Cвадебная песня)

Кто у нас хорошой,
Кто у нас пригожой.
Лексадро-то хорошой,
Васильёвиц пригожой,
Баско умывалсе,
В свадьбу снарежалсе.
Рубашка кумашна,
Жилетка отласна,
Драповые штаны,
Сапоги сафьяны,
Сертуцёк в обтяжку,
Цясы во кармашке.
Ай, разум не малой
Виноград зелёной.
Кто у нас хорошой,
Кто у нас пригожой.
Лександро-то хорошой,
Васильёвиц пригожой,
По горенке ходит,
Головушку цёшёт,
К зекальцю подходит,
В зекальцё смотривсе,
Сам сибе дививсе,
Хорош зародивсе,
Баско набасивсе,
На коня садивсе,
Конь под им бодривсе.
Дороженькой гонит,
Дороженька стонёт,
К рицьке подьезж’аёт,
Конь пить нападаёт,
Рицька обсыхаёт.
Ай, разум не малой,
Виноград зелёной,
Кто у нас хорошой,
Кто у нас пригожой.
Лександро-то хорошой,
Васильёвиц пригожой.
К саду подьезж’аёт,
В саде росьцветаёт,
Любушка стрицяёт.
В камод забегаёт,
Камод открываёт,
Графин выставляёт,
Стакан наливаёт,
Олександру подаваёт:
 — Олександрушко, покушай,
Аннушку послушай.
К саду подьезж’аёт,
В саде росьцветаёт,
Любушка стрицяёт.
В камод забегаёт,
Камод открываёт,
Графин выставляёт,
Стакан наливаёт,
Олександру подаваёт:
 — Олександрушко, покушай,
Аннушку послушай.

Отстала наша лебёдушка
(Cвадебная песня)

Отстала наша лебёдушка (2)
От стада от лебединного,
Пристала наша лебёдушка
Ко стаду серогусинному.(2)
Не обидьте, гуси серые,
Нашу белую лебёдушку.
Наша белая лебёдушка
Умная да неразумная,
Тихая да не смирённая,
Не сама да поохотила —
По батюшкову приказаньицю,
По матушкину по неволюшке,
Увезут-то у нас лебёдушку
На цюжу дальну сторонушку
Во волостку-то не в весёлую,
В деревнюшку-то не в разую,
Во избёнку не в вершёную.
На болотах брёвна рублены,
На собаках домой вожены,
Косарём струги наверцёны,
Долотом двери продолблены,
Буравом окошка верцёны,
Трубы шильями нашилены.
Там полици-те глубокие,
Коробници-те высокие,
Не достать да младе колоба,
Помереть да будёт с голоду.
[На лавку] стану — колоба достану!

Вариант окончания:

…Увезут нашу лебёдушку
На цюжу-дальню сторонушку
В волостёшку-то не в хорошую,
В деревнюшку невесёлую,
За последнёво христьенина.
У послиднёво христьенина
Во болоте брёвна ситценые,
На собаках брёвна воженые,
Косарём-то углы рубленые,
Долотом-то двери долбленые,
Буравом-да окна верчёные,
На сарае-то как в поскотине,
Во избе-то как в микиньице,
Там свекровка как мидвидиця,
Там блины пецёт с заплатами,
Пироги пецёт с укладами…
Не достать да будёт колоба,
Насидитце верно с голоду.
На лавку встану — пирог достану,
На стоу скоцю — другой схвацю!

А также, для примера, причитание В. А. Щеголевой, написанное 24 мая 1922 г.:
Гоподеви поклонитеся
Во Святем Дворе Его.
Спит юродивый на паперти,
На него глядит звезда.
И, крылом задетый ангельским,
Колокол заговорил.
Не набатным, грозным голосом,
А прощаясь навсегда.
И выходит из обители,
Ризы древние отдав,
Чудотворцы и святители,
Опираясь на клюки.
Серафим в леса Саровские
Стадо сельское пасти.
Анна — в Кашин, уж не княжити,
Лен колючий теребить.
Провожает Богородица,
Сына кутает в платок,
Старой нищенкой оброненный
У Господнего крыльца.

Мир крестьянских обрядов богат, но, к сожалению, все уходит в века и чаще — в небытие… Задача нашего поколения — сохранить те крохи, которые передали нам бабушки, дедушки и родители…

Обновлено 14.10.2007
Статья размещена на сайте 6.08.2007

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • У нас раньше в виде комплимсента говорили: "Хорошие были похороны по-людски, одного плача рублей на семьдесят". Причитальщиц звали, ремесло такое было.

  • Интересно.
    Мне, к сожалению, не довелось "покрутиться" в такой обстановке, я житель городской. Но меня уж очень притягивает фольклор и история.
    Спасибо.

    Оценка статьи: 5

  • Хорошо, но мало Елена, Вы еще работаеете над статьей или уже выпустили ее? Эсхилл, Карна, Ги де Мопассан... У Иринушки Федосовой (1827-1899) в июне отмечался 180-летний юбилей в Карелии.

  • Лена, у нас в фольклоре тоже имеется такое, но их записывали как прозу...

    А я переписал причитании как поэзию и так издал книгу - это же стихи все-таки, а не проза. Верно?

    А было это 1993 году, когда издавали книгу - давно... Но сразу продали вес тираж...
    Вот так то...

    Любит народ свой фольклор.

  • Елена, заголовок - почти как для научной статьи, а текст мал и слаб.
    И что за вывод... Во-первых, не бабушки-дедушки-родители нам это все передали - где вы сейчас найдете людей, на полном серьезе все эти обряды исполняющих? Это безвозвратно ушло. Изменились времена, и не о чем горевать.
    Конечно, пытаются сейчас "для красоты", для душевной услады что-то воспроизводить, в частности, в свадебных обрядах - но это так нелепо смотрится, честно говоря. Надо жить в той культуре, чтобы в этих обрядах выглядеть хорошо.
    А то - дама в белом платье и с фатой, мужик - в паре-тройке, а вокруг тетки в сарафанах девичью долю оплакивают. Воссоздавать обряд - так девку - в сарафан, и лицо завесить, мужика - тоже прилично случаю...
    Как явление культуры все это зафиксировано, фольклористы, этнографы в советское время именно в этом направлении поработали. По городам и весям разъезжали экспедиции, записывали тексты, фиксировали все на магнитную пленку, на кинопленку. Сама, помню, присутствовала при съемках учебного фильма о русской свадьбе для ИНститута культуры, в 70-е годы это было, живы были еще бабки, которые оказались спосодны что-то и помнить, и исполнить.
    В каждом мало-мальски приличном музее экспедиции были, музейщики занимались (как занимаются и сейчас) собирательской работой. Выходили многочисленные книги. Что за примерами ходить - вон рядом с моим столом книжища про русскую свадьбу валяется, в ней, кроме описания всех обрядов и ритуалов, еще и описание варки пива для свадьбы, и пластинка приложена - с этими самыми песнями-причитаниями.

    Оценка статьи: 5

    • Спасибо, Люба, за мнение! Честно, еще в пору своего детства видела много раз свадьбы и с причитаниями, и с "отбиванием косы"...
      Все это делалось не для красоты или какого-либо фарса...
      Активно принимали участие в подготовке свадеб бабушки, которые знаи все эти традиции. Я - человек деревенский и знаю, как много из традиций сохранила деревня.
      Правда, этим летом была на свадьбе у родственника (в той же деревне), сделали все "по-городскому", сидели люди за столами мрачнее тучи. И были слышны толки: "И чё за свадьба?! Невесту не крали, не выкупали, ряженых не рядили..."
      А было время, и было оно не так давно, когда свадьбы были шумными и веселыми, и гуляла вся деревня... И крали невест и прятали в погребах ( а ты ищи по всей деревне, дороги перекрывали комбайнами, чтобы свадебная процессия не проехала... И гуляли 4 дня - сначала отбивали косу, потом два дня гуляли свадьбу, на четвертный вбивали кол в порог, чтобы молодая жена не гуляла...
      А если кто-то подумает, что вспоминает о традициях какая-то старуха, то скажу - мне 29 лет...