• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир  Жестков Грандмастер

День Военно-Морского Флота России: с чего начинался русский флот?

Сегодня празднуется День Военно-Морского Флота России, поэтому хочется вспомнить, с чего же начинался русский флот. Разумеется, наши предки умели прекрасно передвигаться по рекам, которые в совсем недавние времена были основными транспортными артериями на просторах нашей родины — и до Царьграда добирались, и по русскому Северу успешно передвигались.

Крейсер «Аврора» после ремонта, 2016г В. Кезлинг, личный архив

Но делали они это в основном на гребных судах, где могли один или пару парусов поставить, чтобы ветер попутный гребцам помочь мог, но не более.

Нужды в многомачтовых судах с полным парусным оснащением не было — страна-то сухопутной была. Вот и отстали от тех государств, которые выход к морям имели, казалось, почти навсегда.

Царь Михаил Фёдорович Романов. Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г.
Царь Михаил Фёдорович Романов. Худ. Иоанн Генрих Ведекинд. Портрет царя Михаила Федоровича. 1728 г. ГТГ. Копия с портрета, исполненного в 1636 г.
Фото: общественное достояние

Первое военное парусное судно европейского типа было построено в России в 1636 году в царствование Михаила Федоровича Романова. Корабль строили в Нижнем Новгороде нижегородские плотники по просьбе голштинского герцога Фредерика III. Только это и было в судне русским, все остальное — и чертежи, и руководители строительства (шкипер, корабельный плотник, пушкарь и прочие) — было голштинским. Да и предназначен корабль был для голштинских купцов, которые на нем должны были ходить по торговым делам в Персию.

Корабль Фредерик
Корабль Фредерик
Иллюстрация из книги Шершова А. П. «К истории военного кораблестроения»

«Фредерик», так назывался корабль в честь заказчика, должен был быть первым из десяти подобных судов, его для пробы строили. 30 июля 1636 года корабль, на котором находилось 126 человек, под голштинским флагом отправился вниз по Волге в Персию. Плыли долго, только через три месяца он вышел в Каспийское море, а еще через две недели попал в жесточайший шторм и шкипер, чтобы спасти людей и груз, был вынужден посадить судно на мель. Люди его покинули и отправились домой, а «Фредерик» местные жители вытащили на берег и разграбили. Опыт оказался неудачным, и остальные корабли строить не стали.

Конечно, «Фредерик» впрямую нельзя отнести к русским военным парусникам, но в истории он считается именно таковым, поэтому заслужил право быть упомянутым.

Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты
Портрет царя Алексея Михайловича. Неизвестный русский художник второй половины 17 века. Школа Оружейной палаты
Фото: общественое достояние

Первым царем России, которому понадобились военные корабли, оказался Алексей Михайлович, отец Петра I. В то время купцам, отправляющимся вниз по Волге в Персию, сильно досаждали разбойники. Грабили они купеческие караваны нещадно. Было решено построить для охраны купеческих караванов военный корабль.

Ближний боярин и воевода Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
Ближний боярин и воевода Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин
Фото: общественое достояние

Глава Посольского приказа боярин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин для строительства выбрал село Дединово на Оке. Ему государь поручил наблюдать за строительством, вести которое стали голландские корабелы по своему проекту. В их числе был и Карштен Бранд, ставший потом наставником Петра I по морскому делу и его учителем голландского языка, а также строителем потешной флотилии.

Первый русский военный парусник назвали «Орлом», в честь русского герба. Он имел приличное по тем временам вооружение: 22 пищали, 40 мушкетов, 40 пар пистолетов и ручные гранаты. Это был двухпалубный, трехмачтовый с бушпритом парусный корабль длиной 24,5 метра, шириной 6,5 метра, с осадкой до 1,5 метров.

Строительство было завершено в апреле 1669 года, на корабельные флаги, которые по одной из версий были трехцветные — бело-сине-красные, нашили изображение государственного герба России. Однако капитаном назначили голландца Давида Бутлера, да и вся остальная команда состояла из иностранцев. Глава Посольского приказа боярин Ордин-Нащокин разработал первый Морской устав, утвержденный царем и названный «письмом корабельного строя». Этот документ состоял из 34 уставных статей, содержащих основные правила корабельной службы. Кроме того Ордин-Нащокин назначил команду «солдат-корабельных», также состоящую из иностранцев, которая стала прообразом морской пехоты.

7 мая 1669 года «Орел» поднял паруса и отправился в путь, завершившийся в Астрахани через три с половиной месяца. Вместе с «Орлом» шли построенные на той же верфи яхта, вооруженный струг и две шлюпки. Судьба всех этих судов неожиданно оказалась весьма печальной. В Астрахани их захватили казаки из войска Степана Разина.

Атаман, уверенный, что военный корабль будет использован царскими войсками против восставших, приказал загнать судно в глухую протоку Кутум, где его сгнившие останки были найдены через много лет. Вероятнее всего, восставшие казаки не могли сами использовать корабль для борьбы с властью из-за сложностей управления, вот и решили убрать его подальше.

«Орлу» не суждено было выполнить поставленную перед ним задачу — обеспечить безопасный проход торговым судам на Каспии, в то же время его создание оказало немалое влияние на развитие отечественного кораблестроения. Петр I отмечал:

«Хотя намерение отеческое не получило конца своего, однако же достойно оно есть вечного прославления, понеже от начинания того, яко от доброго Семене, произошло нынешнее дело морское».

Сегодня любой человек, прогуливаясь по Санкт-Петербургу в прямой видимости здания Адмиралтейства, может, подняв голову, рассмотреть профиль маленького трехпарусного кораблика, который в 1719 году рукой мастера Хармана ван Болоса вознесся к небесам и прикрепился к золотой игле величественного здания Главного командования ВМФ России.

Наступила эпоха Петра I.

26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера
26-летний Пётр I. Портрет кисти Кнеллера
Фото: общественое достояние

Морской историк Феодосий Веселаго в 1875 году писал:

«Первоначальный путь к заветной цели юноше-Петру указало сердце,…а мысль о серьезном значении моря для государства явилась только впоследствии…»

Давайте вкратце вспомним основные вехи в истории России, которая смогла за четверть века пройти путь, на который другим странам потребовались века, и встать в ряд крупнейших морских держав.

В июне 1689 года на Плещеевом озере были построены первые военные корабли: бот «Фортуна», два небольших фрегата и яхты.

В июле 1696 года русская эскадра, построенная на Воронежских верфях, в составе 4 линейных кораблей с флагманом 36-пушечным парусным кораблем «Апостол Петр», 4 брандеров, 23 гребных галер и более 1300 стругов совместно с сухопутной армией осадили турецкую крепость Азов, вынудив гарнизон сдаться.

20 октября 1696 года Боярская Дума одобрила царский указ «Морским судам быть» о выделении средств на новые суда.

В 1700 году Петр I учреждает Андреевский флаг, а через год принимает военно-морской устав, вводит флотские звания, открывает школу математических и навигационных наук — первое военно-морское учебное заведение.

Андреевский флаг, военно-морской флаг Российской Империи и Российской Федерации
Андреевский флаг, военно-морской флаг Российской Империи и Российской Федерации
Фото: общественое достояние

Летом 1714 года разгром шведской эскадры у мыса Гангут, а в 1720 году победа в морском сражении при Гренгаме, поставили точку в окончании двадцатилетней Северной войны. Россия стала преобладать на Балтике.

В 1721 году в Российской Империи в морском флоте состояло 25 боеспособных линейных кораблей, больше чем в Швеции, и столько же, сколько в Дании.

К 1745 году Военно-Морской Флот России имел уже 130 парусных судов, в том числе 36 линейных, 9 фрегатов и 85 более мелких, а также 396 гребных судна. Это была значительная сила, которая могла сравниться с флотом любой страны.

Эмблема Военно-Морского Флота России
Эмблема Военно-Морского Флота России
Фото: общественое достояние
Статья опубликована в выпуске 31.07.2016
Обновлено 27.07.2023

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Николай Неклюдов Читатель 8 августа 2016 в 16:42 отредактирован 8 августа 2016 в 16:45 Сообщить модератору

    Скажу спасибо автору за поздравление с праздником. Сам 4 года служил срочную на Тихом.
    Однако автора хвалить не зачто. Он пишет, как слышит. А слышит он либо невеж либо людей не искрених.
    Задолго до Петра 1 русский вольный город - Великий Новгород был портом четырех морей: Балтийского, Черного, Белого и Каспийского. Новгородцы ходили этими морями на своих судах. Новгородская республика являлась морской державой, имевшей свой торговый флот. А ее собственный военный флот по мощности не уступал флотам соседних балтийских держав.

    «В области судостроения новгородцы следовали прежним навыкам, имевшимся на Руси, но их суда были уже более совершенными. Они обладали большей вместимостью, имели палубы и были более мореходными. Речные суда, как правило, были плоскодонные, морские — и плоскодонные и с килем». Новгородцы немало заимствовали из скандинавского судостроения. Однако некоторые новгородские корабли по своей конструкции и по технике производства не имели в мире аналогов. Оригинальное новгородское судостроение сохранялось до середины XVII века. Павел Алеппский, посетивший Новгород в 1656 году, писал: «В этой земле суда не сбиты деревянными гвоздями, а сшиты веревками из липовой коры, как шьют шелковые и иные одежды, — искусство, поражающее ум изумлением. Хвала Богу!»
    Новгородцы издревле совершали далекие морские походы. Достаточно вспомнить их знаменитую военную экспедицию под предводительством князя Олега на Константинополь. Или поход 1187 года в Швецию. Тогда новгородцы совместно с карелами пересекли Балтийское море, и их флотилия скрытно по шхерам приблизилась к древней шведской столице Сиггуне.
    С богатой добычей новгородская флотилия благополучно вернулась домой. Среди трофеев из древней шведской столици Сиггуне новгородцы привезли серебряные церковные врата. Ими они украсили Святую Софию. Эти врата до сих пор напоминают туристам о морских подвигах древних новгородцев.
    Разгром Сиггуны был более значителен, чем победа, одержанная над шведами на Неве благоверным князем Александром. Однако об этом событии нам известно благодаря шведской «Хроники Эрика». «Летописцы о походе удалой новгородской вольницы предпочитали не замечать. Такова и тогда было ориентированность отечественного летописания. Вот если бы новгородцы взяли Сиггуну под предводительством какого-нибудь князя! Тогда придворные киселевы прославили бы его подвиг в веках.
    Автору должно быть стыдно, что он умолчал о наших славных предках?
    новгородские мореходы не знали себе равных и в студеных морях. «Проникновение новгородцев на север и северо-восток происходило в связи с развитием морских промыслов, рыбной ловли, охоты на морского зверя и поисками серебра и драгоценных камней. Имеются достоверные сведения о том, что в самые отдаленные времена новгородцы плавали не только у берегов Белого моря и Ледовитого океана, но и в открытом море. В XV веке они ходили на острова Колгуев, Новую землю, бывали на Шпицбергене, плавали к берегам Норвегии. Между новгородцами и норвежцами велась морская торговля, а иногда между ними происходили и боевые схватки, сопровождавшиеся набегами с моря. новгородским купцам были доступны и берега Средиземноморья. Великолепные дворцы Венеции до сей поры стоят на сваях пермской лиственницы.
    Торговые дела того времени нередко были сопряжены с военными. Иначе говоря, каждое торговое судно являлось одновременно и военным, приспособленным для обороны и нападения».
    Новгородские купцы занимались не только торговлей, они были и хорошими воинами. Во время торговых путешествий купцы с оружием в руках защищали свои товары от разбойников, а свои торговые интересы от хищных конкурентов. При нападении иноземцев на Новгород купцы наравне с другими гражданами вставали в ряды новгородского войска.
    оценку статье - 3