Борис Рохленко Грандмастер

История общественного транспорта. Как ездили в Голландии семнадцатого века?

Как говорил известный персонаж: «Элементарно, Ватсон!» Действительно, сегодня это не вопрос: олени в нартах, самолеты и такси. А как это было раньше? В разных странах в разные времена — по-разному. Об этом известно немного, но кое-что можно найти (естественно, с помощью Интернета).

Валентин Бинг, Станция на канале в Утрехте, 1853, частная коллекция http://www.kunstkopie.de/a/bing-valentin/the-barges-in-utrecht.html

Сегодня — о Нидерландах семнадцатого века. Тогда, четыреста лет назад, на многочисленных каналах ходили конные баржи, было удобно и путешественникам, и купцам.

Давид Бэк (1594−1634), житель Гааги, в течение 1624 года вел подробный дневник. Например, в январе 1624 года Бэк прогулялся по своему длинному маршруту через Гаагу, провел уроки в школе, написал стихотворение, после этого сел на баржу на канале: «в полдень (с Брекерфельтом) мы были в Дельфте, куда прибыли в 1.30».

28 марта Бэк прогулялся в Дельфт за полтора часа, потом вернулся в Гаагу на барже за то же время. 4 апреля вечером он отправился «на крестьянской телеге в Дельфт навестить брата и сестру»; на следующее утро «в 7 часов он сел на баржу до Гааги и прибыл домой в 8.00» (Вальтер Лидтке, каталог выставки «Вермеер и Дельфтская школа»).

Первое, что заставляет слегка удивиться — существование регулярного транспорта. Это были и баржи, и конные экипажи. Было расписание, были станции, пристани. Надо полагать, что извозчики (как сухопутные, так и водные) покупали разрешение на извоз и обязывались соблюдать установленное расписание движения.

Перевозка пассажиров по реке
Перевозка пассажиров по реке
Фото: pixabay.com

На пассажирских судах — кочах — плата за проезд зависела от длины пути. Каждый час от рассвета до заката на каждой линии отправлялось в среднем одно судно. Коча — длинное палубное судно с общим помещением и каютой, вмещала до полусотни пассажиров. Можно было читать, писать, есть, пить и спать. В кочах ездили торговцы и чиновники, крестьяне и моряки… При желании можно было и завязать знакомство.

На центральных площадях появились своего рода «стоянки такси» с кормушками и поилками для лошадей: клиенты вызывали очередной экипаж колокольчиком — и возница запрягал коляску.

Второе: само расписание требовало знания времени. Башенные часы известны с тринадцатого века, они отбивали часы, полчаса и четверть часа. Часы устанавливали на ратушах, звон был слышен очень хорошо. Кроме того, в семнадцатом веке карманные часы уже не были редкостью, хотя и оставались предметом роскоши. Видимо, Давид Бэк был обладателем таких часов, что и сделало возможным появление хронометрических записей в его дневнике (на карманных часах того времени не было минутной стрелки).

Башенные часы известны с XIII века
Башенные часы известны с XIII века
Фото: pixabay.com

Третье — наличие станций. Их надо было строить, поддерживать в рабочем состоянии (то же касается и дорог, и каналов), все это было заботой городского самоуправления.

И производная от этих компонентов — средства передвижения использовались и как средства развлечения. История сохранила для нас описание увеселительной прогулки художника Виллема Шеллинкса. 14 июля 1661 года он выехал из Амстердама в Харлем, там навестил родственников, а затем сел на прогулочную яхту, украшенную флагами на носу и на корме.

На яхте был хороший запас продуктов и выпивки. Конная тяга привела яхту в деревенский домик в Зотервуде, где компания остановилась для того, чтобы подкрепиться. Затем все вернулись на яхту и прибыли в Гаагу в десять часов вечера. На следующий день на той же яхте он прибыл в Дельфт (видимо, из конспиративных соображений Виллем ничего не сообщил ни о своих компаньонах, ни о развлечениях в деревенском домике).

Я. Вермер, «Вид Делфта», 1660—1661 г.
Я. Вермер, «Вид Делфта», 1660—1661 г.
ru.wikipedia.org

Вот что пишет в своем объемистом труде «Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта» Поль Зюмтор:

«В 1689 году один амстердамский книгоиздатель выпустил «Путеводитель», содержащий сведения о средствах передвижения по всей территории Республики Соединенных провинций — карту водных и наземных дорог; расписания движения; перечень ярмарок, рынков, постоялых дворов и церквей; обменные курсы валют и единицы измерений; тексты молитв на любой случай жизни; псалмы, которые следовало петь утром и вечером на постоялом дворе.

Кроме того, он призывал к соблюдению правил гигиены и морали: «Опасайтесь подхватить плеврит в сыром трюме кочи; избегайте близости с проституткой; не пейте ни вина, ни пива, ибо необходимость отлить создаст дополнительные неудобства…»

Надо полагать, что посещение родных и друзей в Нидерландах даже в семнадцатом веке не вызывало трудностей…


Что еще почитать по теме?

Общественный транспорт Голландии: как туристам перемещаться по стране, экономя время и деньги?
Совесть — лучший контролер? Как идеалы коммунизма не прижились в советском народе (на примере общественного транспорта)
Безопасность в городе. Как уцелеть в наземном транспорте?

Обновлено 21.08.2016
Статья размещена на сайте 4.08.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: