Борис Рохленко Грандмастер

Жан Беро, «Салон графини Потоцкой». Что это за салон?

Французский художник Жан Беро (1849−1930) написал множество картин из жизни Парижа. Одна из таких картин — «Салон графини Потоцкой». Художнику в то время было 28 лет, он был относительно молод, но уже удостоился чести бывать в избранном обществе, которое собиралось у графини.

Жан Беро, Салон графини Потоцкой, 1877, музей Карнивале, Париж, Франция Фото: copia-di-arte.com

У нее бывали писатели Марсель Пруст, Ги де Мопассан, художники Жан Беро и Леон Бонна — автор портрета на стене салона (это далеко не полный список гостей графини).

Её фотографировал знаменитый Надар — фотограф, карикатурист, писатель-романист, журналист и воздухоплаватель.

О хозяйке салона известно, что она — урожденная итальянская принцесса, родословная которой прослеживается до XIII века, вышла замуж за графа Николаса Потоцкого, польского атташе при австро-венгерском посольстве.

Эммануэла Потоцкая, фото - Надар
Эммануэла Потоцкая, фото - Надар
Фото: commons.wikimedia.org

Богатая пара, в их особняке постоянно присутствовали просители, поэтому их дом называли «Польским кредитом». Супруги Потоцкие не скрывали свой разрыв, оба вели свободную жизнь.

Можно себе представить, насколько было интересным это сообщество, в котором кипели литературные и прочие дискуссии. Историки пишут, что хозяйку салона Мопассан вывел в романе «Наше сердце» под именем баронессы де Фремин:

«…Изящный рот с тонкими губами был, казалось, намечен миниатюристом, а затем обведен легкой рукой чеканщика. Голос ее кристально вибрировал, а ее неожиданные острые мысли, полные тлетворной прелести, были своеобразны, злы и причудливы.
Развращающее, холодное очарование и невозмутимая загадочность этой истерической девчонки смущали окружающих, порождая волнение и бурные страсти. Она была известна всему Парижу как самая экстравагантная светская женщина из подлинного света».

Клуб Маккавеев в доме графини Потоцкой, фото 1889 года.
Клуб Маккавеев в доме графини Потоцкой, фото 1889 года.
Фото: fr.wikipedia.org

Кроме обычных встреч, у графини был еженедельный «обед Маккавеев». Надо полагать, что на этот обед приглашались избранные (по крайней мере, на текущий момент). Документальное свидетельство этому — фото 1889 года. В высокой и просторной комнате в креслах расположились девять участников обеда — семь мужчин и две женщины. Их позы далеко не официальны: женщины сидят в обнимку, двое мужчин полулежат у них в ногах. На фото указаны имена присутствующих, но прочитать их затруднительно, да это и не столь важно.

Достоверно неизвестно, какие страсти кипели во время этих обедов, но сплетники говорят, что страсти были не только литературными, а и любовными, и обеды зачастую заканчивалось вакханалией.

Дом Потоцких в Париже
Дом Потоцких в Париже
Фото: commons.wikimedia.org

Совершенно непонятно происхождение названия «обед Маккавеев». Маккавеями называли исповедников и защитников веры иудеев за два века до нащей эры. Что хотели сказать своим названием завсегдатаи графини? Что они защищают свою веру — свободу отношений между мужчиной и женщиной? Свободу от брачных обязательств? Свободу от семейной жизни в общепринятом смысле? Вопрос остается без ответа, других версий нет, спросить не у кого. Вероятно, кто-то из этого круга открывал завесу над этим названием, но до нас эти сведения не дошли.

А салон графини Потоцкой остался на полотне Жана Беро как напоминание о сообществе тогдашних интеллектуалов самого высокого уровня…


Что еще почитать по теме?

Жан Беро, Ги де Мопассан и «Жюрналь де Деба». Как они связаны?
Чем отличается картина от фотографии? Живопись Бато Дугаржапова
Чем хороша живопись Валерия Шкарубо?

Обновлено 16.09.2016
Статья размещена на сайте 12.09.2016

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: