Место, им выбранное, было очень богато на всевозможные ручьи, речки и речушки. А к ним вдобавок, дабы уж совсем было «как Венеция» — понарыли еще и водных каналов.
Вообще-то, каналы эти копали не просто так, по прихоти царя Петра. Во-первых, местность была низменная и заболоченная. Для ее осушения необходимо было провести ирригацию, то есть выкопать каналы, куда уйдет вода, сделав землю более сухой. Выкопанная при этом земля хоть немного, но увеличивала высоту территории над уровнем моря.
Во-вторых, в те времена каналы служили транспортной системой. Водный транспорт тогда был самым лучшим, не было более удобного вида транспорта для перевозки товаров. Достаточно сравнить, сколько товара вместится на судне, транспортируемом по каналу, и сколько его может разместиться на телеге.
Рек, речек и речушек в дельте Невы хватало. Это только для тех, кто в Питере не бывал, Нева — одна. А жители города знают, что есть просто Нева, есть Большая Нева и Нева Малая. Так же как есть Большая, Средняя и Малая Невки. А к ним и Охта, и Утка, и Дудергофка, и Екатерингофка…
Всего небольших речек в Питере — несколько десятков. А к ним — с десяток каналов. Общая их длина превышает 300 километров.
При этом раньше их было намного больше. Долгой и счастливой жизни у большинства каналов в истории города не получилось. В дело вмешалась экономика. Очень много каналов засыпали в XVII веке, а потом их засыпали в веке XIX, а многое засыпали уже в XX веке. Речки спрямлялись, а некоторые даже заключались в подземные трубы, дабы наверху не мешались.
Знаменитый Лиговский проспект, который был печально знаменит своими хулиганами с начала ХХ века и почти до войны, до конца XIX века был каналом. Выкопали его в эпоху Петра Первого, чтобы доставить в город питьевую воду, а в фонтаны Летнего сада — воду.
Но прошло время, наводнение 1777 года сильно испортило фонтаны, вместо канала для водоснабжения начали использовать водопровод. И с 1891 года Лиговский канал потихоньку, частями, начал превращаться в Лиговский проспект. Вначале — до Обводного канала, в 1926 году — до Московского, а в 1960-е годы остатки канала дозасыпали совсем.
Изначально реки и каналы задумывались как пути сообщения города. По Неве в многочисленные порты города шли самые разнообразные товары, предназначенные для питания Питера и на экспорт через Балтику. По рекам и каналам бегали многочисленные суденышки для перевозки грузов и пассажирские. Во дворцах, стоявших на реке Фонтанке, которая долго являлась границей города, были свои пристани — к их парадному крыльцу изначально не подъезжали на каретах, а подплывали на небольших суденышках.
Однако со временем сухопутная сущность русского народа дала о себе знать. На Фонтанке и на многих других реках сделали каменные набережные и хорошие каменные мостовые для удобного подъезда карет к парадному крыльцу дворцов.
Не все знают, но по плану Доменико Трезини для застройки Васильевского острова прокладывались проспекты и… рылись каналы для водного транспорта. Каналы были засыпаны очень скоро, людям оказалось крайне неудобно сообщаться посредством шлюпок и яликов. Пешком, на бричке или верхом показалось намного проще. Сверху бывших каналов проложили улицы, названные на Васильевском острове линиями.
Один берег бывшего канала — одна линия, другой берег — другая линия. Так и оказалось, что одна улица Васильевского — это, скажем, 2-я и 3-я линии. При этом на четной линии номера домов нечетные, а на нечетной линии — четные.
Подытоживая, подсчитаем. Если сейчас в городе около 300 км рек и каналов, а с XVIII века в Петербурге засыпали не менее двух третей всех первоначальных рек и вначале вырытых каналов, то выходит, что максимально в середине XVIII века в городе было до 1000 километров разных каналов и рек!
В наше время каналы и реки уже не засыпают, наоборот, их чистят, восстанавливают старые набережные и делают новые там, где их еще не было. По рекам и каналам ежедневно бегают несколько сот разнообразных экскурсионных судов, от речных трамвайчиков, до катеров-переростков, показывая всем желающим, как прекрасен наш город с воды.
Приезжайте, посмотрите — не пожалеете!
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...