Однажды ему приглянулась Ио — жрица в храме Юноны (законной, если можно так выразиться по отношению к богам Олимпа, супруги Юпитера). Юпитер принял вид облака и…
«Дева, — сказал, — что достойна Юпитера, всех бы
Ложем своим осчастливила ты; заходи же под сени
Рощ глубоких».
(Здесь и далее — Овидий, «Метаморфозы».)
…наведя на землю пространную темень,
Скрыл ее, бег задержал и стыд девичий похитил.
Казалось, хитрость удалась, цель достигнута. Но Юнона — блестящий сыщик! — повела глазами вокруг и увидела странное облако среди бела дня. Начала искать мужа — и не обнаружила его присутствие на небесах.
«Или я ошибаюсь,
Или обиду терплю!» — сказала, и с горнего неба
Плавно на землю сошла и уйти облакам повелела.
Юпитер понял, что попался на горячем — и немедленно превратил Ио в белоснежную телку (почему белоснежную — видимо, чтобы ее легче было найти в любом месте). Юнона как бы видит супруга рядом с телкой и начинает выведывать, откуда взялась, из какого стада (будто это столь важно), а потом просит ее в подарок.
Властитель Олимпа не мог ей отказать, а верховная богиня из опасения, что Юпитер попытается забрать предмет своей страсти, приставила к телке сторожа — стоглазого Аргуса.
Аргус ее выводил на пастбище, а ночью запирал в хлеву и веревку с шеи не снимал. Ио страдает, да еще как: душа — человечья, а тело — коровье, спать приходится на жесткой земле, пить из грязных ручейков, есть жесткую траву!
Один из драматических моментов: Ио встречает на лугу своего отца, ластится к нему. И отец понимает, что с ней произошло! Аргус с трудом отрывает телку от отца, угоняет на далекое пастбище.
А Юпитер страдает от любви, от разлуки с Ио. Он зовет сына и приказывает ему забрать пленницу. У Меркурия (сына Юпитера) решение единственное — убить Аргуса. Он притворяется пастухом, по пути он успел украсть стадо коз (надо заметить, что Меркурий — вор от создания и покровитель воров) — и гонит их туда, где Аргус стережет Ио. Попутно, как настоящий пастух, он играет на дудочке. Игра действует на сторожа одуряюще, часть глаз закрылась, но некоторые еще смотрят.
Аргус просит Меркурия рассказать о том, как появилась дудочка, и под его рассказ засыпает. Меркурий отрубает ему голову.
Все посомкнулись глаза, все очи от сна позакрылись,
Тотчас он голос сдержал и сна глубину укрепляет,
Тростью волшебной своей проводя по очам изнемогшим.
Сонный качался, а бог незаметно мечом серповидным
Арга разит…
Белая корова Ио оказалась на свободе. Видимо, игры с Юпитером продолжались, потому что Гера наслала на Ио ужасного овода, который ее непрерывно жалил. Ио бежала из страны в страну, добежала аж до Египта.
Юпитер упросил супругу вернуть любовнице нормальный облик, обещая супружескую верность.
Он же, супругу свою обнимая вкруг шеи руками,
Просит, чтоб та наконец прекратила возмездие: «Страхи
Впредь отложи, — говорит, — никогда тебе дева не будет
Поводом муки».
Но коварный не сдержал своего слова: Ио опять с Юпитером, она рожает ему детей.
А для Аргуса муки продолжались и после смерти: Гера получила его голову. Она была невероятно зла на неудачливого сторожа за то, что он не уберег Ио. И как бы продолжая наказание, она выдирает ему глаза — все сто (по некоторым данным — тысячу). Эти глаза получает павлин — ими украшен павлиний хвост…
Какой детектив от мифологии! Естественно, художники использовали его в сюжетах картин. Где-то они схожи, где-то различаются существенно, но все они запечатлевают с помощью живописи самые драматические (и даже трагические) моменты этой эпопеи. Куда могут завести страсти — этого никто не знает даже на Олимпе…
Какие-то любовные игрища на скотном дворе.
0 Ответить
Илья Сысоев, классика!
0 Ответить
Для кого-то классика, а кому-то в тягость. Или противно.
0 Ответить
Илья Сысоев, дело вкуса. Для древних это не было чем-то отвратительным.
0 Ответить