В течение нескольких десятилетий XIX века безраздельной владычицей на мировом кукольном рынке была Франция. Первоначально куклы изображали взрослых людей — в основном нарядных дам. В середине столетия европейцам впервые предложили куклу-ребёнка, которая очень быстро завоевала популярность у маленьких потребителей. Настоящий фурор произвела модель «Бебе» французской фирмы «Жюмо».
Но вот что любопытно: современные исследователи называют подлинными авторами куклы-ребенка не французов, а японцев. В 1851 году на международной выставке в Лондоне была показана японская кукла-ребенок с фарфоровой головой и сгибающимся руками и ногами, что и послужило толчком для радикальных перемен в европейской кукольной индустрии.
Французские старинные куклы конца XIX века слывут настоящими шедеврами, но они были по карману немногим. Тут-то практичные немцы и увидели свой шанс. Их куклы уступали французским по качеству, однако стоили гораздо дешевле. Тем более что немецкие кукольники в конце позапрошлого столетия поступали так же, как сейчас поступают ловкие китайцы: они копировали наиболее удачные французские модели и выбрасывали их на рынок под видом французской же продукции.
В 1890 году был принят закон, обязывающий коммерсантов указывать на упаковке страну-изготовителя. Если бы все его соблюдали, современным коллекционерам не пришлось бы ломать головы над происхождением своих дорогостоящих приобретений. Но и после 1890 года в Германии продолжался выпуск псевдофранцузских кукол — иные подделки так искусны, что распознает их только специалист.
Одним из тех, кто неукоснительно следовал новому закону, был Арманд Марсель, крупнейший и известнейший немецкий кукольный фабрикант. В конце концов, у него и так было французское имя, причем не присвоенное, а полученное от папы с мамой.
Родился Арманд в Петербурге в семье выходцев из Франции. Его отец служил архитектором при Николае I, а после смерти работодателя перевез семью в Тюрингию, которая как раз и стала центром немецкой кукольной промышленности. Здесь в 1884 году молодой Марсель купил игрушечную мастерскую, тем самым заложив основы будущего масштабного производства.
В период расцвета фирмы предприятия Арманда Марселя выпускали до тысячи кукольных голов в день — не только для собственных нужд, но и по заказу других производителей. Часть продукции поставлялась за океан. Специально для американского рынка была разработана модель «Королева Луиза».
Не все серии знаменитого производителя имеют собственные имена. Некоторые классифицируются по году выпуска или номеру отливки. Самой массовой была отливка № 390 — эту модель Арманд Марсель выпускал около двадцати лет, заполнив рынок недорогими изделиями из фарфора сравнительно низкого качества с лицами, разрисованными торопливо и грубовато. Но в этой же 390-й серии малыми партиями выходили дорогие элитные куклы — их можно узнать по более светлым, тщательно расписанным лицам.
Борясь за симпатии детей и кошельки их родителей, кукольники всё время придумывали что-нибудь новенькое. Игрушечные человечки учились моргать, двигаться. Из магазинных витрин смотрели куклы-барышни, куклы-малыши, куклы-младенцы. Небольшими тиражами выпускались этнические куклы, изображающие африканцев и азиатов, — их сейчас очень ценят коллекционеры.
Настоящим прорывом стали куклы «с характером». Их фарфоровые лица выражали определенные эмоциональные состояния: смеялись, плакали, представали лукавыми, грустными, наивными, озорными, сердитыми, испуганными, недовольными. Но дети приняли новинку без восторга. Трудно играть куклой, которая все время хмурится или смотрит на тебя с нахальной ухмылкой в тот момент, когда ей полагается кушать кашку, лить слезы или танцевать на балу. В ходе игры куклы должны делать все — засыпать, просыпаться, веселиться, горевать… Они должны уметь меняться.
Своеобразным выходом из положения стали трёхликие куклы-младенцы. Тела их были мягкими, плечи твёрдыми, головы прикрывал чепчик, под который и прятались «ненужные» в данный момент лица. Поворачивая специальный рычажок на макушке, можно было заставить куклу попеременно спать, плакать и смеяться. Известно, что подобные куклы выпускались ещё в конце 60-х годов XX века.
История становления промышленного производства в той или иной отрасли — это история человеческой мысли, которая тернистым и извилистым путём стремится к совершенству, порой ошибаясь, сворачивая на тупиковую тропу, но не останавливаясь ни на миг. А история кукольного производства стала ещё и путём взрослого человечества к пониманию маленького человека — ребёнка с его желаниями, эмоциональными потребностями и особым самобытным миром, в котором куклы так похожи на людей.
Интересная статья. Мы, покупая нашим детям кукол, даже на знаем истории, откуда эта игрушка взялась, как менялась и т.д.
Спасибо Вам! Ваша работа очень познавательная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Мне кажется...", что нынешнее половодье игрушек чем-то даже вредно для детей. Нашей внучке года в три нравился забавный, добрый динозавр из тв-передач. Она с ним не расставалась даже при переезде в автомобиле. Для игрушек теперь целые засеки-короба и интереса для всех не хватает. "Трудное послеваенное детсво с деревяннымии игрушками" говорит за то, что самые хорошие игрушки - самодельные.
0 Ответить