• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Ксения Михайлова Грандмастер

Изобретения и изобретатели. Как утрачивалось первенство?

История знает множество примеров, когда честь полезнейших изобретений человечества присваивалась не тому, кто первым их создал, а тому, кто успел «застолбить» первенство за собой. Имена же действительных «первопроходцев» оказались либо неизвестны потомкам, либо попросту забыты…

Фото: Depositphotos

Наверное, не найдется человека, ни разу в жизни не слышавшего этого имени. Маркони — «отец радио». Право так называться и навсегда войти в историю Гульельмо, так звали Маркони, приобрел благодаря заблаговременно полученному им британскому патенту № 1209. А произошло это выдающееся событие, знаменовавшее собой открытие эпохи радиовещания, летом 1897 года. В патенте на изобретение значилось:

Усовершенствование в передаче электрических импульсов и сигналов в передающем аппарате.

На самом же деле «отец радио» в своем изобретении осуществил компиляцию, используя как передатчик частотный вибратор, изобретенный Генрихом Герцем, а приемник — аппарат Александра Попова.

А ведь именно А. Попов был «первопроходцем», осуществившим первую в мире радиопередачу. Произошло это за два года до того, как-то же самое проделал Маркони, которому и достались все лавры. И этот случай в истории не единственный…

Первыми воздухоплавателями история называет французских аристократов — маркиза д’Арланда и Пилатра де Розье. Считается, что именно они были первыми, кому удалось подняться в небо на воздушном шаре — детище братьев Монгольфье. Это событие имело место осенью 1783 года.

Действо происходило на глазах у самого монарха Людовика. Маркиз лично обращался с просьбой к французскому монарху, чтобы тот позволил покорить небо именно представителям знати. Видимо, д’Арланд таким образом хотел закрепить за собой «пальму первенства» в воздухоплавании и навсегда увековечить свое имя.

Современные воздухоплаватели
Современные воздухоплаватели
Фото: Depositphotos

Однако, как свидетельствует бумага, оказавшаяся в отделе рукописей, находящихся в библиотеке Академии наук СССР, до французов воздух успел «покорить» житель Рязани. И произошло это за 52 года до того, как Людовик с восторгом любовался взмывающим в небо воздушным шаром. В документе говорится:

«1731 года при воеводе подьячий нерехтец (слово означает „немец“) Крякутной (крещеный) фурвин (Фурцель) сделал мячъ большой, надул дымом поганым и вонючим, от него зделал петлю, сел в нее, и нечистая сила подняла его выше березы и после ударила его о колокольню, но он уцепился за веревку, чем звонят, о остался жив, его выгнали из города, он ушел в Москву, а хотели закопать живого в землю или зжечь».

Проанализировав содержимое бумаги, ученые заключили, что в ней говорится о первой попытке полета на воздушном шаре, правда, не вполне успешной, осуществленной немцем, проживавшим в России.

Практически каждому известно, что за событие произошло в столице Франции в декабре 1895 года. Речь идет о первом платном киносеансе. Прибытие поезда, запечатленное братьями Люмьер, произвело настоящий фурор. Так начиналась эра кинематографа.

Кадр из к/ф «Прибытие поезда»
«Прибытие поезда»
Фото: Кадр из к/ф

Немногим почитателям кино известно имя жителя Харькова Иосифа Тимченко. А напрасно! Это был изобретатель, опередивший французов Люмьер на два года. Им был разработан «скачковый аппарат, позволяющий прерывисто менять кадры в стробоскопе». Проще говоря, харьковчанин сумел сделать киноаппарат.

Первые киносъемки были произведены харьковчанином на Одесском ипподроме (1893 г.). Он осуществил показ двух своих фильмов — «Скачущие всадники» и «Копьеметатель» — на заседании секции физики IX съезда российских природоведов и врачей, проходившем в Москве. Потомкам остался на память об этом знаменательном событии протокол заседания.

Изобретателю принесли свою благодарность и вскоре совершенно забыли о его достижениях на поприще кинематографа. А Иосифу Тимченко и в голову не пришло, что подобное изобретение следовало бы запатентовать. Зато французы Люмьер это сделать не забыли. Вскоре они стали владельцами международной сети фотомагазинов, а их продукция стала знаменитой на весь белый свет.

А вот еще один интересный факт: в 1897 году Эдисон запатентовал электрическую лампу. Читателю будет любопытно узнать, что ровно за шесть лет до того, как это случилось, в Петербурге в районе Пески уже вовсю светили электрические лампы накаливания — детище Александра Лодыгина. Более того, Лодыгин догадался использовать в лампах закрученные спиралью молибденовые нити накаливания.

Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве
Лампа Лодыгина 1874 г. в Политехническом музее в Москве
Фото: ru.wikipedia.org

В отличие от первооткрывателей, о которых упоминалось ранее, Лодыгин запатентовал свое изобретение, более того — умудрился удачно его продать американской компании General Eleсtric. Однако словосочетание «лампа Эдисона» успело намертво закрепиться за этим полезнейшим изобретением не только за границей, но и у нас.

Статья опубликована в выпуске 11.11.2016
Обновлено 13.01.2024

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • В старые добрые времена патентом считался заказ на изготовление изделия с ТЗ - каким параметрам должно отвечать изделие. Потом была принята патентная система, во всей архаичности дожившая до наших дней. СамО патентование, патентные тяжбы исключительно тягомотное дело.
    Особенно умиляют тяжбы о сходстве очераний "мордочки" автомобиля. Такая склока имела место недавно между Мицубисей и ВАЗом. Действительно прорывных изобретений совсем мало. Автору предлагается отыскать на просторах РФ успешного изобретателя-одиночку, которому удалось "хорошо навариться" на своих идеях и реальных образцах с претензиями на новизну.

  • Знакомая тема... Спасибо.

  • Интересно знать, что Александр Лодыгин, выйдя в отставку в 1870 г., занимался проектами электролетов, летательных аппаратов с вертикальным взлетом. Один из таких аппаратов планировался в качестве мощного подъемного крана, в кабине которого щиток приборов в ночное время освещался электрической лампой накаливания. Подобными лампами в 1873 г. и позже экспериментально уже освещали улицы в Петербурге. Эектролеты забыли, а лампы помнят.