• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Марк Блау Грандмастер

Чем отличаются картины Василия Сурикова? «Боярыня Морозова»

«Боярыня Морозова» — одна из знаменитейших картин Василия Ивановича Сурикова. Ее размер 304×587,5 см. Суриков писал картину более трех лет, с 1884 по 1887 год. В 1887 году «Боярыня Морозова» была выставлена на ежегодной выставке передвижников. После этого ее за 25 тысяч рублей купил для своей галереи П. М. Третьяков.

В. И. Суриков, «Боярыня Морозова», 1884-1887 гг. Фото: ru.wikipedia.org

На примере этой известной картины мы снова видим, как Суриков применяет свой любимый прием: управляет взглядом зрителя, заставляя его рассматривать картину в определенном порядке, таком, который лучше раскрывает содержание многофигурной композиции картины. Поэтому охотно пойдем на «сотрудничество» с художником и получим удовольствие от того, как ловко мы можем «считывать» невербальную информацию, записанную в картине.

Итак, кто главный герой этой картины? Конечно, боярыня Морозова.

Феодосия Морозова (1632 — 1675) была знаменитой деятельницей русского раскола, сподвижницей протопопа Аввакума. Она принадлежала богатому и знатному боярскому роду, входила в окружение царицы. После смерти мужа и его брата она стала еще более богатой.

Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме, миниатюра XIX века
Боярыня Морозова навещает Аввакума в тюрьме, миниатюра XIX века
Фото: ru.wikipedia.org

Не одобряя религиозных реформ патриарха Никона, Феодосия Морозова общалась с главой старообрядцев, протопопом Аввакумом и занималась филантропией среди единоверцев. Она даже тайно постриглась в монахини по старому обряду.

Царь Алексей Михайлович сначала пытался вразумить Морозову словами и делом (у нее были конфискованы в царскую казну некоторые имения). Затем ее подвергли домашнему аресту, а потому заключили в Чудов монастырь. Этот монастырь находился на территории Кремля, на Ивановской площади, между Кремлевской стеной и колокольней Ивана Великого. В конце 1674 года боярыню Морозову со сподвижницей княгиней Урусовой выслали в Боровск, где уморили голодом в земляной яме-тюрьме.

На картине изображен момент, когда боярыню Морозову везут из ее дома в Чудов монастырь. Это произошло в ноябре 1671 года.

То, что главным героем картины является боярыня Морозова, следует и из самого названия картины, и из того, что фанатичная боярыня-страстотерпица изображена в центре картины. Да еще с демонстративно поднятой рукой. За Бога, мол, и на казнь готова.

Есть ли на картине Сурикова еще один главный герой? Любой, кто видел картину хотя бы один раз, легко ответит на этот вопрос. Конечно, есть! Это юродивый, который сидит в правом нижнем углу картины. Юродивый изображен так живо и так четко, что запоминается с первого же взгляда. К тому же он — единственный из множества людей, изображенных на картине, кто выражает одобрение боярыне-диссидентке. Только он отвечает на ее высоко поднятое запретное двуперстие, тем же символом веры.

Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой
Часовня-памятник в Боровске на предполагаемом месте заключения Феодосии Морозовой
Фото: ru.wikipedia.org

Русский художник сделал все, чтобы взгляд зрителя скользил по линии между этими двумя двуперстиями. Благодаря этому скольжению, зритель картины может внимательно разглядеть портреты людей, сосредоточенных в правой части. Именно здесь — сочувствующие, непонимающие, верующие. Именно в правом верхнем углу — икона Богородицы.

Распространена легенда о том, что художник был недоволен статичностью уже почти готовой картины. Не возникало чувства, что сани, на которых везут в узилище опальную боярыню, движутся. И только когда Суриков пришил к низу картины дополнительный кусок холста и нарисовал на нем снег, сани «поехали». А чтобы добавить динамики, слева был нарисован бегущий мальчик.

Искусствоведы эту легенду опровергают. Никакого шва в нижней части холста не найдено. Однако они замечают, что саням, действительно, было «тесновато». Картину следовало бы увеличить, но не по высоте, а по ширине. Однако в этом случае развалилась бы вся многофигурная композиция в правой части, к которой живописец всеми художественными способами привлекал внимание. Это многофигурье держит как раз его плотность, скученность, любимый Суриковым «парчовый ковер».

Фрагмент картины
Фрагмент картины
Фото: ru.wikipedia.org

Тогда Суриков пошел на хитрость. Он, конечно, был художником-реалистом. Но в первую очередь — все же художником. Для увеличения впечатления, производимого картиной на зрителя, он нарушил закон перспективы. Если присмотреться, можно увидеть, что линии, проведенные по головам (или по ногам) толпы, сходятся в одной точке, а линии, проведенные от полозьев и бортов саней — в другой. У «Боярыни Морозовой» двойная перспектива!

Надо сказать, что в конце 19 века русская живопись не отделяла себя от живописи мировой, то есть в те годы — европейской. Искания В. И. Сурикова лежали в общем русле европейского искусства, которое уже начинало ломать принятые каноны, стремясь усилить впечатление, производимое картиной на зрителя. Одни художники экспериментировали с небывалыми красками, другие — ломали перспективу.

В данном случае намеренно допущенная неправильность в изображении увеличивает впечатление от картины. Феодосия Морозова немного приподнята над окружающей ее толпой. А сани с боярыней словно бы улетают в небо.

Статья опубликована в выпуске 4.12.2016
Обновлено 22.07.2020

Комментарии (26):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • при всей любви к творчеству Василия Ивановича Сурикова, вынужден заметить, его кисть (то ли ошибочно или заигрыванием с ...) исказила лик героини. Боярыня Морозова была молода, красива. Своими манерами, умом и некоторым даром, который угадывал каждый, кто знает ее была привлекательна. Соблюдение всех норм, обычаев и правил поведения, только увеличивали круг знакомств. Все знали о ее решительности в участии к нуждающим. Лицом была бела (отнюдь не черна, как на картине), румяна. Овал лица правильный. Она не были и близко похожа на суриковское чудище. Действительно, женщина отличалась большой твердостью в следовании полученных в семье убеждений. А в светской жизни была хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Известно, "реформа" Никона была задумана и выполнена в обычном стиле и приемах любого властолюбца. Для самого Никона она была средством утверждения власти. Весь перечень «реформирования» состоял из пустых практически не содержательных изменений и уточнений. В большинстве своем выдуманных и связанных с трудностями россиян правильно перевести греческие книги. На деле «за

    • николай неклюдов, прочитал Ваши комментарии с интересом по электронной почте. Но почему-то на сайте они обрезаны?

      Оценка статьи: 5

      • Олег Стражников, А Вам на почту длинные приходят какие-то, другие? То есть, текст не обрывается, а продолжается еще?

        • Олеся Тимофеева, мне вот так пришло по почте:
          читать дальше →

          Оценка статьи: 5

  • любя картины В. Сурикова, замечу, его кисть (ошибочно или заигрыванием с ...) исказила лик героини. Боярыня была молода, красива. манерами, умом и неким даром, каждый угадывал ее привлекательность. Соблюдение обычаев и правил, увеличивали круг знакомств. Известна ее участие к нуждающим. Лицом была отнюдь не черна и близко не похожа на чудище. Да отличалась твердостью в следовании полученных в семье убеждений. в светской жизни хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами.
    Известно, "реформа" Никона была задумана и выполнена в стиле властолюбца. Никона была средством утверждения власти. перечень «реформирования» состоял из пустых не содержательных изменений. В большинстве выдуманных в связи с трудностями россиян перевести греческие книги. На деле «защитники реформ» это гонители и страсто-убийцами своих соплеменников. Такое реформирование разрушало один из заветов Христа о любви и терпимости христианина не только к ближнему, но к врагу. жаль что в российском обществе, с потерей традиций Новгорода и Пскова, отсутствовало гражданское общество. После преступного похода на Н

  • Про двойную перспективу узнала впервые. А то, что сани улетают в небо - интересный подход к описанию, но мне так не кажется.

    Оценка статьи: 5

    • Магдалина Гросс, Вам правильно "не кажется". Сани в небо не летят. Они мчатся в толпу, стоящую сплошной стеной. То есть, нет дороги у этой веры, она ведет в тупик. И Суриков правильно все подметил - он потому и сделал молодую физически боярыню старухой - отжившему на Руси нет места. Потому картина Сурикова и гениальна. На мой взгляд, это его лучшая картина. Кстати о реформе Никона: да, он вводил ее насильственными мерами, ибо тогда в 17 веке не было другой возможности кроме насилия. Меры убеждения ограничивались кнутом и дыбой. Других способов Русь ( да вся Европа) не знала. Старая религия была тормозом на пути движения страны вперед. Вспомните, в это время Европа уже прошла эпоху Возрождения, а на Руси ничего не было, кроме мракобесия старой веры, запрещающей все новое, нетрадиционное. Восхвалять эту веру, сожалеть о новом, мне кажется не стоит. Старая вера держала страну за железным занавесом. Посмотрите на современных старообрядцев. Попадите к ним село сегодня. Воды не дадут испить.

      Оценка статьи: 4

  • А боярыня вовсе не в центре, а в одной трети ширины слева, как смотреть, две трети справа. По высоте такое же соотношение: всё по правилам "золотого сечения" и по ряду чисел Фибоначчи.

  • Интересно, особенно про двойную перспективу и полет в небо.

    Оценка статьи: 5

  • любя творчество Василия Сурикова, замечу, его кисть (то ли ошибочно или заигрыванием с ...) исказила лик героини. Боярыня была молода, красива. Манерами, умом и некоторым даром, который угадывал каждый, кто знал ее - была привлекательна. Соблюдение всех норм, обычаев и правил поведения, только увеличивали круг знакомств. Известна ее решительность в участии к нуждающим. Лицом была бела (отнюдь не черна, как на картине), румяна. Овал лица правильный. Она не были и близко похожа на суриковское чудище. Да, женщина отличалась большой твердостью в следовании полученных в семье убеждений. А в светской жизни была хозяйка и мать, занятая сыном и домашними делами. Известно, "реформа" Никона была задумана и выполнена в обычном стиле и приемах любого властолюбца. Для самого Никона она была средством утверждения власти. Весь перечень «реформирования» состоял из пустых практически не содержательных изменений и уточнений. В большинстве своем выдуманных и связанных с трудностями россиян правильно перевести греческие книги. На деле «защитники реформ» стали гонителями и страсто-убийцами своих же соплеменников. Такое проведение реформы на прямую разрушало один из главных заветов Христа о любви и терпимости христианина не только к ближнему, но к врагу. Жаль что в российском обществе, с потерей традиций Новгорода и Пскова, отсутствовало гражданское общество. После преступного похода на Новгород Ивана 3, на Руси исчезло законом и судом охраняемая неприкосновенность частной собственности. Новгородцы в своем большинстве были грамотны и сведущи в языках. Великому Новгороду уже в Х11 в. было известно, что неприкосновенность частной собственности является самым верным сторожем беспокойной границы между гражданином и государством. Учиненное Иваном 3 варварство обернулось тем, что «люди стали всюду связаны. Делали и торговали они тайком, в молчанку со страхом и трепетом, укрываясь от огромной толпы кормленщиков. Всякое место наполнено кабаками, заставами и тайными доносчиками» (Ю Крижанич). Саму память о свободном гражданском обществе окончательно загубил кровавый поход на Новгород Ивана 4 Ужасного. С той поры «не умеют на Руси люди меры держать, средним путем ходить. То в правительстве безволие, то свирепость» (Ю Крижанич) . Известно что от Греции пришло благословение (?) на престол всех наших церковных чинов. Патриархи греческой церкви гласно с тревогой не раз высказывали Никону и царской знати сомнение к составу "новаций". Новации не были приняты в большим числом россиян, которым суждено было называться "староверами". Гонения боярины были скорее всего связаны с соблазном царя заполучить большое имущество вдовы. Для сокрытия такого отвратительного умысла прибегли к пыткам на дыбе, где ее пытались переубедить в верности старой вере. Хорошо зная что от таких «аргументов» женщина станет только тверже в своих усвоенных в семье и окружающем ее обществе правил. Суриков (по причинам о которых можно гадать) изобразил героиню иступленной старухой черным с надсадой лицом. Ее можно только лишь пожалеть... бог ему судия, но россиянам необходимо помнить, что староверы дали нам самые великолепные образцы служения отчизне на предпринимательской и купеческой ниве. Поскольку Морозову везут наши замечательные изверги в земляную яму, то кудреватые затейки о «летящих санях в небо» Марк Блау верно позаимствовал из сказок Афанасьева? Феодосию Морозову поместили в яму умирать от голода и холода. А ее 14 верных слуг (будь то бы за принадлежность к старой вере) «христиане -

  • Роман Солодов

    Какие факты "реакционного фанатизма" Вам известны в житии Феодосии?
    Морозова скорее похожа на безобидного И. Дадина, что уверовал (не фанатично) в действие Конституции РФ.

  • Г-н Блау! Не улетают в небо сани, ее повозка упирается в стену! Вот что главное в этой картине - не сочувствие, но показ бессмысленности ее протеста, ибо он, этот протест, является призывом вернуться в прошлое, от которого Россия уходила с такими муками. Суриков показал, что у реакционного фанатизма нет будущего в этой стране, несмотря на юродивых. Кто еще кроме этого убогого ее поддерживает? Нет таких! Жалость, сочувствие, понимание ее страданий - все, что угодно, но не поддержка!

    Оценка статьи: 4

  • Лица четырёх женщин справа однотипные и напоминают врубелевских.Юродивый, нищая с торбой и смеющийся светловолосый мальчик(?) справа от головы возницы - курносые, как сам Суриков.
    Боярыня наших дней - Фарион на(в) Украине.