• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Верон-Беллекурт, «Визит Наполеона в Дом Инвалидов». Что интересного в этой картине?

О французском художнике Александре Пауле Жозефе Вероне (1773−1838) (которого также называли Верон-Беллекурт) почти ничего неизвестно. Вероятно, он был учеником Жака-Луи Давида. Есть его картины в частных собраниях, три картины находятся в музеях: «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года» — во дворце Версаль, «Аллегория славы Наполеона» — в Лувре, «Тенистая аллея» — в музее Тессэ города Ле Манс, Франция.

Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», 1809 г. Фото: Источник

Название картины «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года» как бы не требует особых комментариев. Ее нельзя назвать парадным портретом, и ее определение как жанровой тоже не будет правильным — много мундиров и регалий.

Картина явно заказная, об этом говорит ее размер — 183 см в высоту и 243 см в длину. Картина как бы демонстрировала заботу первого лица государства о самых обездоленных (или почти обездоленных). Об этом свидетельствует и то, что полотно было выставлено в салоне в 1812 году (когда армия Наполеона бежала из России) — вероятно, для поднятия духа французов, и получило золотую медаль.

Художник, скорее всего, сопровождал императора. Картина была написана в 1809 году: надо полагать, что автору понадобилось значительное время, чтобы сделать необходимые наброски. Возможно, работу замедляли и пожелания тех, кого художник поместил на полотно.

Император пришел в Дом Инвалидов проведать его обитателей, может быть, и тех, кого он знал лично, с которыми воевал. Естественно, он пришел не один, да и двигало его не любопытство, а желание знать состояние дел (хотя, как пишут историки, он мало что сделал для тех, кто воевал и оставил службу по состоянию здоровья). Императорская свита — человек пятнадцать-двадцать — наблюдает за разговором Наполеона с больным, которого поддерживает человек в парике и в шитом золотом мундире (скорее всего — врач). Позади врача — какие-то люди. Похоже, что это — родственники, а обессиленному больному осталось недолго жить.

Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», фрагмент "Умирающий"
Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», фрагмент "Умирающий"
Фото: commons.wikimedia.org

Справа на первом плане — три человека в форме: офицеры, которые командуют пациентами Дома. За ними, у самого обреза — больной, которому любопытно происходящее (может быть, он хочет что-то сказать лично императору). В центре картины — сопровождающие императора генералы.

Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», фрагмент "Военачальники"
Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», фрагмент "Военачальники"
Фото: commons.wikimedia.org

Немного об истории Дома Инвалидов… Он был единственным заведением такого рода: его построили по указанию Людовика XIV для размещения больных и увечных солдат, и его расходы оплачивала казна.

Сегодня можно найти множество фотографий и описаний архитектуры Дома Инвалидов, какие-то сведения из истории строительства. Надо полагать, что интерьер Дома был написан с натуры, а действующие лица — Наполеон и его свита — были вписаны в обстановку.

Но есть огромное количество скрытых от любопытных глаз подробностей и очень много интересного, что хотелось бы знать. Четыре тысячи инвалидов, четыре тысячи увечных и больных. Кто и как их обслуживал? Как было организовано их питание? Был ли у этих людей хоть какой-то досуг, развлечения?

Известно, что в Доме Инвалидов был армейский распорядок, что часть обитателей дома занималась изготовлением гобеленов, часть — сапожничала, часть — раскрашивала гравюры. И это всё.

Картина — при всей условности — дает какое-то представление о внутренностях этого первого правительственного приюта. Длиннющий коридор с балдахинами, под которыми лежат больные, раненые. Рядом с ними — медицинский персонал в форменной одежде: черное платье, белый фартук и белый головной убор. В поле зрения — с десяток арочных проемов, в каждом проеме — два балдахина. Ширина прохода — приблизительно шесть метров, высота потолков — около пяти метров. Каждый больной лежит на деревянной кровати с двумя толстыми матрацами, белые простыни, белое больничное белье (не исключено, что все это было организовано к приезду высокого гостя).

Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», фрагмент "Офицеры Дома Инвалидов"
Александр Пауль Жозеф Верон (Верон-Беллекурт), «Визит Наполеона в Дом Инвалидов 11 февраля 1808 года», фрагмент "Офицеры Дома Инвалидов"
Фото: commons.wikimedia.org

Сейчас император скажет слова утешения больному, потом выслушает доклады сопровождающих его генералов, среди которых — комендант Дома Инвалидов маршал Жан Матье Филибер Серюрье и главный врач Дома Инвалидов Жан-Франсуа Кост.

Критики считают картину примитивной пропагандой. Может быть, это так и есть, но сегодня она воспринимается как документ, отражающий — в малой части — жизнь обитателей единственного в своем роде дома, в котором ветераны и инвалиды получали от властителя крышу над головой и хоть какую-то заботу.


Что еще почитать по теме?

Панорамы Франца Рубо. Как через 100 лет москвичи снова увидели Бородинскую битву?
Костюмер Наполеона. Кто написал его портрет?
Какие пророчества Наполеона сбылись?

Статья опубликована в выпуске 27.01.2017
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Константин Кучер Константин Кучер Грандмастер 27 января 2017 в 19:37 отредактирован 27 января 2017 в 19:42 Сообщить модератору

    Борис, статья, как обычно, оригинальная по выбранной теме и уже поэтому - очень интересная. Я с большим удовольствием её прочитал и оцениваю Вашу работу исключительно положительно.
    Но в тоже время, мне показалось, что в ней есть ряд спорных моментов. Так, в порядке обсуждения.
    1. ...император ...выслушает доклады сопровождающих его генералов, среди которых — комендант Дома Инвалидов маршал Жан Матье Филибер Серюрье и главный врач Дома Инвалидов Жан-Франсуа Кост.
    Видите? Маршалы, они, вообще-то, не генералы. А главный врач, вообще, лицо гражданское, воинского звания, вполне возможно, не имеющее. Поэтому, я бы лично убрал этих генералов, оставив только сопровождающих. Типа выслушал император доклады сопровождающих его лиц, среди которых... А генералы... Они ещё и в другом месте прозвучали -
    2. В центре картины — сопровождающие императора генералы.
    Мы уже выяснили, что не только генералы. И, как мне кажется, из маршалов в свите Наполеона не только Серюрье (кстати, боевой маршал!). Левее него, чуть вглубь картины и так же, как Серюрье - в профиль, судя по мундиру и орденам, ещё один маршал. А по маршалу, что стоит анфас к нам, правее Серюрье, прямо по центру картины, рискну утверждать, что это никто иной, как Мишель Ней. Посмотрите его портреты в Сети. Что скажете? В любом случае, в свите Наполеона не только генералы. Поэтому я бы и из этого предложения убрал генералов, заменив их на нейтральное - "лица". Или - сопровождающие императора офицеры и гражданские лица...
    3. А вот в этом случае - наблюдает за разговором Наполеона с больным, которого поддерживает человек в парике и в шитом золотом мундире (скорее всего — врач), наверное, не лишним будет уточнение. Судя по шитому золотом мундиру, это не обычный, рядовой врач. Это, скорее всего, главный врач Дома Инвалидов Жан-Франсуа Кост.
    4. Справа на первом плане — три человека в форме: офицеры, которые командуют пациентами Дома. На мой взгляд, Вы, Борис, здесь ошиблись. Эти три человека выписаны очень хорошо, чтобы мы сразу же, с первого взгляда, смогли понять, что чего-то командного у этих людей нет. Выражения их лиц, позы, совершенно не говорят о том, что они обладают какими-то властными полномочиями. Более того, крайний слева, даже чешет затылок, видимо силясь что-то вспомнить. Для офицера-командира или чиновника в присутствии САМОГО императора это - непозволительная роскошь. Более того, практически наглость. У среднего, обратите внимание, нет левой руки, пустой рукав приколот к его сюртуку на груди этого персонажа. А крайний справа - опирается на трость. Всё это позволяет сделать вывод, что эти трое, так же, как иные лица рядом с ними - привставший с постели инвалид, сидящий (!!! в присутствии императора!) с поднятой рукой, явно обращающийся к своему "маленькому капралу" и др. - вся эта большая группа в правой части полотна - военные инвалиды, живущие на государственном обеспечении в том учреждении, которое посетил император.

    • Константин Кучер, прежде всего - спасибо за такой пристальный разбор по существу. Что касается действующих лиц - в тексте, сопровождающем картину, дается их перечень: maréchal Sérurier, gouverneur des Invalides, de Berthier et de Murat, de Duroc, grand maréchal du Palais, et de Larrey,
      Jean François Coste. Главный врач Дома Инвалидов был после этой своей должности главным врачом армии Наполеона, так что вполне вероятно, что у него был армейский чин. Маршала Нея в списке нет.

      В отношении генералов и маршалов: есть такой термин - генералитет. В этом понятии - все, от генерал-майора до генералиссимуса.

      Относительно больного и врача: может быть, вы правы. Но я думаю, что вряд ли главный врач Дома Инвалидов принял такое участие в больном. Скорее всего, поскольку заведение было военным, любой врач был военным и носил мундир.

      По поводу вольности в средней группе людей. Во-первых, их менталитет и российский - небо и земля. Думаю, что у них чинопочитание было на несколько градусов пониже, чем в российской армии. Кроме того, Наполеон стоит к ним спиной, они могли и расслабиться. Насчет рукава - похоже, что я этот момент проворонил. Непохоже, что эти люди - инвалиды. Напомню, что в госпитале была военная организация, повзводно и поротно. Так что, это вполне могли быть младшие командиры. Да и вряд ли командование допустило образование такой толпы. Ну, да все это не так уж и важно.