Все оттуда же, с государевого флота. Фома Фомич Мекензи, который дослужился от мичмана до контр-адмирала, до поступления в русскую службу звался, конечно, Томасом Маккензи (Thomas MacKenzie; 1740 —1786). Главным делом его жизни оказалось основание Севастополя.
Ну, это с нашей точки зрения. А для контр-адмирала Мекензи строительство новой гавани пришлось уже на завершение военно-морской карьеры. А самой славной своей баталией он, без сомнения, считал участие в Чесменском сражении.
Сражение это произошло во время русско-турецкой войны 1768—1774 годов. Черное море еще было внутренним морем Османской империи. Русские корабли робко осваивали Азовское море. Зато русская эскадра под командованием Алексея Строганова пришла в Средиземное море из Балтики, обойдя вокруг Европы. Боевые корабли стали на стоянку в итальянском порту Ливорно и принялись оттуда совершать рейды к турецким берегам, всерьез задирая флот османов.
5—7 июля 1770 года в Эгейском море в районе бухты Чесма неподалеку от острова Хиос состоялась большая морская битва. В ходе Чесменской битвы были сожжены 15 турецких линейных кораблей. Капитан-лейтенант Фома Мекензи командовал одним из кораблей-поджигателей, брандеров, был ранен в бою и награжден орденом святого Георгия 4-й степени, а также произведен в капитаны 2-го ранга.
В июле 1783 года Мекензи — уже контр-адмирал — принял командование эскадрой, в которую входило 9 фрегатов и несколько мелких служебных судов. Эти суда, раннее приписанные к Азовской флотилии, должны были в скором времени превратиться в Черноморский флот. 3 июня 1783 года корабли под командованием Мекензи вошли в Ахтиарскую бухту, где был заложен новый город, будущий Севастополь.
Ахтиарская бухта — глубоководная, протяженная и разветвляющаяся — замечательно подходила для корабельной стоянки. По приказу Мекензи моряки вырубили лес, спускавшийся к воде, и начали строительство адмиралтейства, казарм, жилых домов, госпиталя и церкви. Для строительных нужд неподалеку были устроены каменоломни и налажено производство извести. Новый город получался красивый, белокаменный.
Строить новый город — для этого нужно особое умение. Фома Мекензи такое умение показал. На берегах бухты возник вполне самодостаточный военный порт и поселение при нем. В 1784 году указом императрицы Екатерины II новый город был назван Севастополем. В переводе с греческого языка это название означало «императорский город». Сама Екатерина посетила Севастополь в конце мая 1787 года, когда первостроитель уже скончался. Незадолго до смерти князь Потемкин подарил Фоме Мекензи дачу в горах на северном берегу Севастопольской бухты. Так эти горы стали называться Мекензиевыми.
По иронии судьбы через 70 лет после того, как шотландец Мекензи основал для Российской империи новый город на Черном море, город этот штурмовали английские солдаты, а вместе с ними солдаты французские и турецкие. Происходило это во время войны, которую в Европе называли Восточной. Мы называем ее Крымской. Главным сражением в этой войне была оборона Севастополя.
Ключевой же битвой в ходе обороны Севастополя была оборона Малахова кургана. Курган этот находится вдали от моря и защищает восточные подступы к городу. Эта возвышенность, как и многие горы в районе Севастополя, по форме своей несимметрична. Склоны кургана, направленные в сторону моря — более пологие, а противоположная сторона — довольно крутая. Подобное строение гор связано с геологией данного региона. Кстати, Макензиевы горы имеют такую же асимметричную форму.
Малахов курган находился на окраине тогдашнего города. Название это впервые появилось на генеральном плане Севастополя в 1851 году. Высота кургана достигала 97 метров, и подняться на его плоскую вершину даже с более пологой стороны было совсем непросто.
Почему курган получил такое название? По имени капитана Михаила Михайловича Малахова, который перебрался в Севастополь из Херсона в 1827 году. Он поселился на Корабельной, южной, стороне Севастопольской бухты, на краю города, у подножия кургана, до того времени безымянного.
Капитан Малахов командовал ротой 18-го рабочего экипажа. Поскольку к подчиненным он относился справедливо и не зверствовал, среди нижних чинов о нем пошла хорошая слава. Капитана Малахова знали все, где находится его дом, тоже было известно всем соседям: там, на кургане.
Так постепенно курган приобрел собственное имя. С этим именем он и вошел в историю как место жестокой и решительной битвы за Севастополь, продолжавшейся 11 месяцев.
Малахов курган был практически не защищен. Это не удивительно. Город и порт, совершенно естественно, ожидали нападения с моря. Туда были направлены орудия бастионов. С суши же, из России, кто может напасть на город?
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...