Если сравнивать Пасху православных христиан и католиков, то можно отметить некоторые отличия в деталях, которые получили зависимость от местных языческих обрядов. Однако основным расхождением является дата празднования. И в том, и в другом случаях перед Пасхой проходит Великий пост, а затем Страстная неделя.
В начале истории праздника он приходился на первый воскресный день по окончании 1-го весеннего полнолуния, поэтому этот день можно было по Пасхалиям просчитать наперед на много лет. Однако сегодня в разных странах дата Пасхи приходится на разные дни. Почему? Попробуем разобраться.
В далекие времена зарождения христианства, иудейская и христианская Пасха отмечались в один день, но впоследствии, когда евреи отказались от Христа (2 век н. э.), христиане перенесли торжество на другую дату. Так, в 325 году на Первом Вселенском Соборе было решено празднование перенести на первый воскресный день по окончании первого полнолуния, согласно юлианскому календарю. В конце XVI века, в сравнении с 325 годом, дата весеннего равноденствия сдвинулась назад на десять дней. Это связано с юлианским календарем, в основе которого лежат расчеты по солнечно-лунной системе. В связи с этим получается, что календарный год длиннее астрономического года на 11 минут и 14 секунд.
При этом стоит отметить, что православная церковь по сей день продолжает пользоваться юлианским календарем.
В 1582 году папа римский Григорий ХIII ввел новшество — григорианский календарь. По новому календарю день Пасхи вычисляется по Солнечной системе. С того времени день воскресения Христа у православных и католиков отмечается в разные дни.
Конечно, возникает риторический вопрос: почему православные не стали пользоваться григорианским календарем?
На основании канонов православной церкви, воскресение Христа произошло через неделю после еврейской Пасхи, поэтому только по расчетам юлианского календаря эта дата совпадает. Из исследований григорианского календаря становится ясно, что совпадения бывают редко. Так, в период 1851—1951 года католики 15 раз праздновали Пасху раньше положенного времени.
В России григорианское летоисчисление было принято после революции 1917 года, однако православная церковь не перешла на «новый стиль», чтобы сохранить соответствие с историческим событием. Таким образом, разница в календарях составляет 13 дней, а католическая Пасха совпадает с Православной три раза за 19 лет.
Подтверждением истинности православной Пасхи является схождение Благодатного огня, который именно в день празднования православной Пасхи чудесным образом сходит к христианам от Гроба Господня. После чего все верующие разносят свечи с огнем в разные города и страны.
В католической церкви в день Великого торжества священнослужитель зажигает Пасхал (особая свеча), и огонь от нее раздает своим прихожанам.
Интересно написано, спасибо Вам большое!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Очень познавательно!
0 Ответить
Автор не знает точного правила определения даты пасхи. Пасха празднуется в первое воскресение после первого полнолуния наступающего после дня весеннего равноденствия. День весеннего равноденствия приходится на 20 марта и по юлианскому календарю, сейчас, он происходит на 13 дней позже, чем по григорианскому. Данные астрономии для православных и астрологов не указ, поэтому если полнолуние попадает в этот 13-дневный промежуток даты католической и православной пасх резко разойдутся. Вот в этом году день весеннего равноденствия пришёлся на 20 марта у астрономов и католиков и на 2 апреля у православных. Полнолуния наблюдались 14 марта и следующее будет 11 апреля. Ни одно из них не попадает в промежуток времени между 20 марта и 2 апреля. Следовательно православная и католическая пасхи должны совпасть. Так и случилось.
А если вычислять дату пасхи по правилу изложенному в статье, то даты пасх в католицизме и православии всегда будут совпадать, поскольку полнолуние видно в одну и ту же ночь по всей Земле, то дождавшись ближайшего воскресения нужно всем праздновать пасху.
0 Ответить
Анатолий Григорьев, поддерживаю. Дданная статья как-то в свое время прошла меня минуя. В данный момент хотел сделать замечание автору, но Ваш комментарий вполне соответствует истине. Поскольку статья давняя, то, видимо не стоит высказываться по поводу стилистических огрехов. Замечу лишь, что отказ перехода православной церкви на григорианский календарь связан еще и с датой Крещения.
0 Ответить
Мудреная тема!
Оценка статьи: 5
0 Ответить