Само название связано с деревом ольхой и всем, что ее может окружать: «болота, мхи, ольхи или ольховцы, вообще, места мокрые» (Забелин. «Опыты изучения русских древностей»). Действительно, в разных русских говорах ольха называлась и ёлха, и елоха, и вольха.
Начало поселения и первые жители Елохова — неизвестны, общепринятая дата — 1389 год.
«Древние жители Елоха замечали в себе отличительное колено суздальцев и занимались иконописью, наследством, доставшимся, а их удел от болгар и греков». (Макаров. «Заметки о урочищах московских».)
Но известно, что именно в Елохове родился Василий Блаженный. «Христа ради юродивый», в память которого впоследствии поставил знаменитый православный храм в Кремле.
Когда здесь была поставлена первая церковь — тоже не слишком понятно. Но по документам видно, что жертвовала на храм и Прасковья Иоанновна — племянница императора Петра Первого.
У храма был большой приход, много крестьянских дворов, к тому же эту церковь посещала прислуга жителей соседней Немецкой слободы (не могли же они ходить в католические и лютеранские храмы, которые там находились — это было немыслимо).
Интересной особенностью было и то, что по соседству жило много старообрядцев — и поповцев, и беспоповцев. Более того, в приходе у Елохова жила с сыном Иваном вдова протопопа Аввакума — Анастасия. До этого она разделила все страдания с мужем.
Из Челобитной Анастасии Марковны с просьбой о возвращении из ссылки в Москву:
«Царем государем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержцем, бьет челом бедная и безпомощная вдова бывшего протопопа Аввакумова женишко Настасьица, Марковна дочь, з детишками своими, с Ывашкой, и с Пронькою, и с Офонькою, и с тремя дочеришками, и со снохами, и со внучаты».
Неподалеку Басманная улица, где жили царские пекари (от татарского слова «басман» — казенный хлеб). А дальше была Немецкая слобода. В XVIII веке здесь жили уже не только иностранцы, но стали селиться и русские дворяне. В Немецкой слободе родился Пушкин. Крестили его на восьмой день от рождения как раз в Елоховском соборе.
«Мая 27. Во дворе колежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моёра Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр. Крещён июня 8 дня. Восприемник граф Артемий Иванович Воронцов, кума мать означенного Сергия Пушкина вдова Ольга Васильевна Пушкина».
Московский пожар 1812 года уничтожил практически весь Богоявленский приход и Немецкую слободу. Именно тогда сгорел единственный список «Слова о полку Игореве» в особняке Мусина-Пушкина, который находился по соседству с церковью. А сам храм в пожарах выстоял, хотя французы неплохо его пограбили.
Этот район нынешней Москвы полностью восстановился только к середине XIX века. И вновь в Богоявленском приходе стали соседствовать до 7% иноверцев, до трети староверов — при большинстве православных.
Но собор в Елохове уже требовал перестройки и расширения. Перестраивал храм русский архитектор Евграф Тюрин.
Его работы в Москве хорошо известны: например, храм святой мученицы Татианы (то есть домовый храм Московского университета). Чудом отстояли же в ХХ веке и Елоховский собор. К сожалению, какие-то светские сооружения этого архитектора снесены, несмотря на статус зданий и протесты москвичей. Но, по крайней мере, в городе есть улица в честь этого архитектора.
Кирпич, кстати, стоил тогда 18 рублей за тысячу, строительство всего огромного храма обошлось в 200 000 рублей.
Сейчас за эти деньги в этом районе Москвы можно купить в самом лучшем случае один квадратный метр. Или даже полметра. Постоять.
Еще любопытная деталь истории храма из приходских книг: за один год (1862) умерло 126 прихожан (ни одной насильственной смерти), было крещено при этом 176 детей. Нормальная, даже хорошая, демографическая ситуация. Большой прирост населения сохранялся и все последующие годы.
Социальный состав к тому времени — в основном купцы, чиновники, отставные военные, несколько представителей «свободных» профессий (художники). Появилось и свое благотворительное общество помощи бедным. Основоположником этого общества стал купец и предприниматель изначально из старообрядческой семьи Василий Щапов — предок будущего известного историка и академика Ярослава Щапова. При храме появились богадельня, приют для сирот и школа.
После революции храм тоже выстоял, хотя ценности изымались. Несколько раз собор официально намеревались закрыть. Последняя попытка властей закрыть храм была 21 июня 1941 года. Ночью началась война…
Всю войну шли службы, собирались средства для армии. В пасхальные ночи разрешалось даже свободное перемещение граждан по городу. На службах в Елоховском было до 8000 человек, приходили туда и члены дипломатических и военных миссий иностранных государств-союзников и даже целые официальные делегации инославных церквей (прежде всего — англиканской).
В Елоховский собор были перенесены мощи святителя Алексия (митрополита Московского), переданные по личному распоряжению Сталина в 1947 году, а на одном из оборонных предприятий была изготовлена рака из бронзового сплава.
Выстоял храм и в хрущевские времена — в период активной, хотя уже и бескровной, борьбы с религией. Все эти годы — вплоть до 1991, Богоявленский собор в Елохове был кафедральным патриаршим собором РПЦ. В южном приделе собора захоронен предыдущий патриарх — Алексий II.
По ряду источников, в свои последние годы простым пономарем здесь служил внезапно уверовавший Георгий Маленков — бывший второй человек в государстве.
Для москвичей, даже вполне себе неверующих, этот храм очень дорог — не только из-за Пушкина, не только потому, что выстоял, но и как важнейшая часть города, в жизни которой отразились все эпохи и все перипетии нашей истории.
1.Кремль и Красная площадь - это фактически одна территория. У Кремля вообще нет адреса. Никакого )
2. Храм Василия Блаженного - совершенно официальное, в том числе международное название.
0 Ответить
Галя Константинова, я верю, что Вы в это верите.
Но все же почитайте и про собор и про Кремль... узнаете много нового и Вам неизвестного
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, сами-то поняли, что сказали?
(впрочем, я верю, что Вы в это верите).
0 Ответить
Ох-х-х-... грехи наши тяжкие.
Сначала прочитайте, что такое "кремль". Заодно узнаете, что границей кремлей служат их стены.
Красная Площадь находится за стеной Московского Кремля, значит, она не есть часть кремля.
Потом прочитайте про Покровский Собор. Заходите в Википедию и набираете, хотя бы "Храм Василия Блаженного", Вики Вам отвечает "Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, разговорное — Собо́р Васи́лия Блаже́нного) — православный храм на Красной площади в Москве, широко известный памятник русской архитектуры.."
Специально для плохо знающих русский язык - храм на Красной площади носит название Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, но имеет народное название "Собо́р Васи́лия Блаже́нного"
И охота Вам позориться? Все же всем грамотным людям давно известно...
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, прекратите грубить, давно надоело здешнее хамство.
Я хожу не в википедию, а в Кремль, а также в библиотеки, на научные конференции и прочие места, где собираются такие же плохо знающие русский язык люди, как и я.
И ценные указания, куда мне ходить, я могу выслушать только от них.
Это мой последний ответ, дальше будете разговаривать сами с собой.
0 Ответить
Если факты неприятны - тем хуже для фактов...
Ну почитайте в библиотеке - и про кремль и про Храм Покрова.
В Энциклопедическом словаре написано то же самое.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Маленькое замечание.
Храм Василия Блаженного - не в Кремле, а на Красной площади возле Кремля.
И назвали этот храм в честь иконы Казанской Богоматери, а уж потом народ его переименовал.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Игорь Вадимов, возможно, автор имеет в виду какого-то другого Василия Блаженного, а может, какой ещё и кремль есть другой. Мало что-ли у нас кремлей по стране, а знатоков ещё больше) Да вот только и вы тут дали маху. Икона Казанской Богоматери впервые "засветилась" после пожара в Казани, которую уже как лет двадцать взял Иван Грозный. Именно в честь этих побед (Казань-Астрахань) был построен "Василий Блаженный" на Красной площади, и уж к чей-то матери он точно не имеет никакого отношения. Хотя, нет, центральная церковь собора имеет отношение к празднику Покрова Божией Матери.
1 Ответить
Вы абсолютно правы, Никита Рязанский, в названии я ошибся.
Решил взять из Вики (уж она, голубушка, в названиях не путается)
Собо́р Покрова́ Пресвято́й Богоро́дицы, что на Рву (Покро́вский собо́р, разговорное — Собо́р Васи́лия Блаже́нного)
Есть официальное название и есть название народное.
Оценка статьи: 5
0 Ответить