Валентина Пономарева Грандмастер

Кто такие хетты?

Сто лет назад ученые открыли древнее Хеттское царство, существовавшее в Анатолии в XVIII—VIII вв. до н.э. Оно было основано индоевропейцами, пришедшими в Малую Азию с северо-востока, точнее, с берегов Каспия, и расселившимися в местах обитания хаттов, которых именуют теперь «протохеттами».

Хетты были современниками древних египтян, с коими поддерживали тесные связи. Они первыми шагнули в железный век, первыми стали использовать конные колесницы, первыми составили конституцию, заключили первый в истории мирный договор.

Бог Грозы Хеттов называют загадочным народом, а их царство — страной тысячи богов. Хеттские божества обозначали не только силы природы, но и важнейшие атрибуты жизни, например, в числе прочих почитались Бог Меч, Бог Трон, Бог Плуг. А главным был Бог Грозы, супругой которого считалась богиня солнца города Аринны. Весьма популярными были боги и богини плодородия (например, Телепинус), исключительным влиянием пользовалась Инана — богиня любви.

Не претендуя на всеобъемлющий рассказ об истории и жизненных устоях этого удивительного народа, остановимся лишь на нескольких примечательных сторонах его традиций.

Вся жизнь хеттов была построена по сакральному принципу. Когда царь побеждал врага, он говорил, что это сделал Бог. Дворец правителя располагался на вершине горы, т. е. в местности, близкой к богам, а потому в покоях и на всей прилежащей к ним территории запрещалось отправление естественных надобностей. Запрет касался всех, включая самого монарха, а нарушение его было чревато тяжкими последствиями вплоть до лишения жизни. Трудновато, наверное, было спускаться под гору, чтобы потом вновь на нее взбираться, но чистота чертога была превыше всего.

Вот еще пример на эту тему. Он записан на одной из хеттских табличек. Царю подали воду, в которой оказался чей-то волос. В результате немедленно организованного следствия водонос, которому этот предмет принадлежал, был найден и… казнен без промедления. Наличие волоса было расценено как покушение на сакральную чистоту царя.

А любая дорога рассматривалась аналогом пути в божественный мир, поэтому плевать, топать и т. д. на дороге было равнозначно осквернению даров Неба и препятствованию душам предков.

Если царь умирал, а царица переживала его, то она сохраняла свой титул и в правление наследника власти, супруга которого приобретала этот статус лишь после смерти вдовствующей царицы.

Весьма значимыми для хеттов были этические нормы. Тот, кто первым причинял зло (у хеттов оно называлось «грязью») другому, безоговорочно осуждался. Считалось, что такой поступок возмущает саму природу мира и обрушивает на голову виновного суд богов с неизбежным суровым наказанием.

Особой доблестью признавался отказ от мести, а в случае наказания обидчика жертве полагалось подтверждать свое долготерпение. Кроме того, необходимо было предоставить противнику возможность для оправдания.

Прощение было наивысшим проявлением свободной благой воли, свидетельством великодушия, и оно было практически обязательным, если совершивший проступок добровольно сдавался. Впрочем, это великодушие было замешано не на сострадании, а на брезгливой снисходительности.

Хетты стремились расширять пределы царства, в чем немало преуспели. При этом завоевательная политика их строилась преимущественно (но не исключительно, разумеется) на дипломатии.

Покоренные земли не обкладывались непомерной данью, чаще всего на них сохранялось даже прежнее руководство, так что на современном языке это вполне можно называть строительством федеративного государства, тем более, что правитель аннексированной территории заключал договор не с хеттским царем, а со «страной хеттов». Царь в Хеттии не правил единолично, а «состоял на службе» (у него даже земли не было — она принадлежала государству). Хеттский монарх был символом единения царства, а дела в нем велись с участием Совета старейшин (Тулии) и совета воинов (Панкуса).

Забавно: в этом государстве не отсчитывали события истории от определенного момента времени и не фиксировали даты правления царей.

И, наконец, самый удивительный факт. Оказывается, в древней Трое жили… хетты, она была пограничным городом царства. В знаменитой поэме о Троянской войне есть строчки:

«Так, Эврипила, Телефова сына, губительной медью
Он ниспроверг, и кругом молодого вождя все кетейцы
Пали его»…

Кетейцы — это и есть хетты, вождь их Эврипил — сын Телепину («Телефа»), племянник троянского царя Приама.

Но еще раньше — в библейские времена — хетты были упомянуты в связи с покупкой Авраамом пещеры Махпелы для захоронения в ней почившей жены Сары. Этот факт долгое время представлял загадку для ученых, но, в конце концов, наука признала достоверность упомянутого события.

Следы хеттов после падения царства затерялись на пыльных тропках истории, но многое из их культуры можно встретить у древних греков, этрусков, славян и других народов. Но это уже может стать предметом для отдельного разговора…

А заканчивая сегодняшний рассказ, хотелось бы ответить на вопрос одного очень уважаемого автором читателя: «Для чего эта статья написана?» Главным образом, для того, чтобы на примере хеттов удостовериться, что древность и современность бывают не так уж далеки друг от друга, ведь порой новое — это хорошо забытое старое, пусть и названное другими именами.

Так кто такие хетты, как Вы думаете?

Подробнее о хеттах можно прочитать в книгах:
О.Герни «Хетты», пер. с англ. Н. М. Лозинской и Н. А. Толстого. — Наука, 1987
А.Волков, Н. Непомнящий «Хетты. Неизвестная империя Малой Азии». — М.: Вече, 2004
А.Наговицын «Магия хеттов». — М.: Академический проект, 2005

Обновлено 10.09.2007
Статья размещена на сайте 19.08.2007

Комментарии (43):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • История - интересная штука! Постепенно выясняется, что примерно в одно и то же историческое время на карте мира "вдруг" появились высокоразвитые цивилизации: шумеры; хетты; этруски; и др. Их внешние признаки очень схожи. Очень любопытно, что хетты имели тесные связи с древними египтянами. А теперь посмотрите на карту мира - где хетты, а где Египет. Интересно также, в каких языках они оставили след.

    Для меня всё это укладывается в одну-единственную гипотезу: это расселились арии (гиперборейцы и т.д.). Тем более что местность, откуда пришли все эти цивилизации, во всех без исключения легендах указана одна - север Евразии.

    Нужна, нужна статья об этих "легендарных" ариях, гиперборейцах и т.д. Наилучший и самый древний из сохранившихся источников - это индийские веды. Жаль, что они переведены не все. Кстати, очень любопытно читать, что язык хеттов просматривается в санскрите: а не наоборот ли?

    Валентина, спасибо огромное за Ваш труд. Продолжайте, пожалуйста!

    Оценка статьи: 5

    • Богдану С.Петрову

      Тронута. Спасибо, Богдан "От того, что я с севера, что ли..."

      Хеттский бог Пирва, покровительствовавший воинам, их формированиям и т.п. очень близок по функциям со славянским Перуном, например. Именно древние арии связаны с Уралом, расселением в древних Бактриии, Согдиане, Семиречье и не только... Надеюсь, смогу написать несколько статей по этому вопросу. Рассчитываю на Ваше внимание...

      Оценка статьи: 5

  • Можно прокомментировать фразу препятствованию душам предков? А то как-то невнятно в контексте звучит.

    • Вася, под препятствованием душам предков понимается:

      1. преграждение им пути в загробный мир;
      2. отключение возможности общаться с живущими;
      3. лишение помощи и даров от них для потомков.

      Оценка статьи: 5

      • Спасибо Валентина.
        Толковый экскурс в реальную историю,которую буквально всего лишь 100 лет назад признала наука. В то время, когда Святое Писание о существовании хеттов отметило 3,5 тыс. лет в книгах: Бытие10:15; 15:20; 23:3,27:46. И. Навин.3:10, 11:3. 1Цар.26:6, 3Цар.9:20, 10:29. 4Цар.7:6. 2Пар.8:7. В кн. Исх.3:8,17. Втор.7:1. В кн. Судей, Ездры и Неемии. Т. е. в полном взаимодействии с героями библии: Авраамом, почти 4 тыс.лет назад. ... «в пещере, которая на поле Махпела, что пред Мамре, в земле Ханаанской, которую [пещеру] купил Авраам с полем у Ефрона Хеттеянина в собственность для погребения;
        там похоронили Авраама и Сарру, жену его; там похоронили Исаака и Ревекку, жену его; и там похоронил я(Иаков-Израиль, внук Авраама, жену), Лию; это поле и пещера, которая на нем, куплена у сынов Хеттеевых».(49:29-30). И во времена Давида и Соломона, т.е. 3 тыс.лет назад они также оставались идолопоклонниками ... « И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин. И послал Иоав донести Давиду о всем ходе сражения».(2Цар.11:17-18).
        « Он показал им вход в город, и поразили они город мечом, а человека сего и все родство его отпустили. Человек сей пошел в землю Хеттеев, и построил [там] город и нарек имя ему Луз. (Суд.1: 25-26). В последствии это город Вефиль- «Дом Божий», а ныне село Бетим в 15 км. от Иерусалима, где некогда возвышались стены храмов и дворцов).
        У пророка Захарии читаем: «И сердце своё окаменили,
        чтобы не слышать закона и ...слов Господа Саваофа Духом Своим ... за то и постиг их гнев Господа Саваофа ... И развеял их по всем народам, которых они не знали, и земля сия опустела ...». (Зах. 7). Это 5-4 вв. до Р.Х. Окончательно покорены А. Македонским.

        Оценка статьи: 5

  • А нам на истфаке говорили что хетты - иранцы. По культуре и языку.

    • Михаил... раз Вы учились на истфаке, значит, понимаете - где хетты, а где персы (ну, какие иранцы в те времена?)
      По культуре - в статье чуточку говорится, что влияние хеттов встречается и в Древней Греции, и у славян... Есть даже мнение, что одно из германских племен в районе Гессена - от хеттов.
      По языку. По исследованиям Грозного (не царя Ивана, а чешского ученого), который сравнивал хеттский с разными языками, есть переклики с санскритом, славянскими германскими, кельтскими языками.

      Наверно, Ваш преподаватель исходил из того, что персидские изображения царских охот и колесниц из Персеполя сходны и с ассирийскими, и с хеттскими

      Оценка статьи: 5

  • Такая тупиковая ветка в развитии чел.цивилизации. Кое-что не знала. Спасибо 5

  • Отлично! На пять баллов!

  • :)

    хетты... не помню упоминания о них в греческой легенде..

  • Уууух, как интересно!!! 5!

    Оценка статьи: 5

  • Про математику у хеттов

    Спросила у антрополога... Ответ невнятный... Говорит, что "считали", но процесс счета не был сакрализован... Считали себе и считали...

    А возраст (ты ж все-равно об этом)... плыл себе между солнцами и лунами, не причиняя вреда носителю

    Оценка статьи: 5

  • 5

    Интересно!

    Оценка статьи: 5

  • Валюш, спроси у дорогого антрополога, а как обстояли у хеттов дела с науками? Железо железом, а что с математикой?
    Это мне вопрос о подсчете лет покоя не дает: может, у них счета, а вместе с ним и понятий "больше"-"меньше" и вовсе не было? Иначе обязательно бы говорили, что такое-то событие произошло столько-то праздников плодородия назад.

    Про сакральный принцип тоже у меня вопрос: получается, что "когда царь побеждал врага, он говорил, что это сделал Бог", а если кто первым причинял зло, тот безоговорочно осуждался. Выходит, не всё было пронизано сакральным принципом, иначе сакральным признавалось бы и зло?

    Извини за все эти вопросы, просто хочется получше разобраться в новой информации.

    Оценка статьи: 5

    • Да что ты, Гал! Пасиб за вопросы.
      Зло - как написано в статье - именовалось "грязью" (то есть само по себе и не именовалось, - много чести!). Интересное понятие, да? Именно поэтому причинение зла считалось нарушением сакральных принципов ("запачкать"), и когда правителям требовалось что-то кому-то причинить, они должны были обставить это так, чтобы сохранилась "безупречная сакральность".
      Про математику спрошу, конечно... Но... прикинь, оказывается у хеттов множественное число образовывалось в языке не суффксом-окончанием, а... приставкой. Как тебе? Венец преобладания общественного над личностным, или как? Слово филологу

      А мы завтра, кажется, едем на какой-то фольклорный фестиваль. Или не едем... К утру станет ясно

      Оценка статьи: 5

  • + 5!
    Карту бы побольше!
    Заинтриговало отсутствие отсчета времени от определенного момента. Как же отделяли события одно от другого и определяли их последовательность? На что ориентировались? На события, фазы луны, правление царей (оно-то не датировалось, но по нему-то могли датировать: я, мол, купил осла в правление царя такого-то)?

    Оценка статьи: 5

    • Гал, пасиб
      Раньше в статьях при клике на картинку она увеличивалась, а в этой почему-то - нет - Это по поводу карты побольше.
      По поводу календаря. Хетты вообще жили как жили, ничегошеньки не датируя... Во всяком случае то богатое клинописное наследство, которое расшифровано, об этом свидетельствует. Поэтому все хронологические ряды хеттов ученые строят "по соседям" (сопоставляя их данные с теми, что зафиксированы у хеттов).
      А время исчислялось по праздникам, т.е. по годовому циклу, например: "Столько -то дней до праздника Ахтаршум..." Это весенний праздник плодородия.
      То есть в пределах года ориентировались на сезонное почитание богов , а линейного времени (по годам, десятилетиям и т.д.) - не учитывали. Причина: ЖИЗНЬ была сакрализована и полностью циклична.
      Для сравнения. В восточных деспотиях (Шумер, Вавилон, Др.Египет) был культ царя и сакрализация ПЕРСОНЫ. И отсюда - представление династии и акцент на летоисчисление (годы).
      Спасибо за вопрос - от души

      Оценка статьи: 5

      • "время исчислялось по праздникам, т.е. по годовому циклу, например: "Столько -то дней до праздника Ахтаршум...(весенний праздник плодородия)".

        Мне кажется, надо либо дать это разъяснение в статье, либо убрать из нее слова "от определенного момента времени", т.к. 1) они в ударной позиции и поэтому требуют после себя ответа на вопрос: а какой же у них был отсчет, если не от определенного момента?; 2) не было не только отсчета от определенного момента, но и такого из тех, что перечислила я в предыдущем комментарии. (Еле сформулировала, аж все извилины заплелись )

        А вообще ведь получается, что у них все родившиеся, например, в один и тот же праздник, были ровесниками (допустим, я родилась на праздник плодородия и моя бабушка тогда же - выходит, мы родились, по-хеттски, БУКВАЛЬНО В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, да? Раз линейного-то времени у них не было.

        Оценка статьи: 5

        • Гале - с любовью :)

          А вообще ведь получается, что у них все родившиеся, например, в один и тот же праздник, были ровесниками (допустим, я родилась на праздник плодородия и моя бабушка тогда же - выходит, мы родились, по-хеттски, БУКВАЛЬНО В ОДИН И ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, да? Раз линейного-то времени у них не было.

          А чем плохо, Гал? Прикинь... Но вообще-то у них были понятия "старая женщина", "молодая женщина"... Погодь, сейчас проконсультируюсь у антрополога (спасибо за дотошность! - К статье можно кой-чего добавить, а границы формата - ни при чем).

          Итак. Молодая женщина рассматривалась в качестве привлекательной для брака, а переходя (увы, - с утратой этого качества) в категорию старых, приобретала уважение как носительница магической силы и почиталась всеми окружающими за имеющуюся непосредственную связь с богами. Во как! Чего мы с тобой не родились там и тогда? А я тебе скажу: видно, здесь и теперь мы нужнее.

          Оценка статьи: 5

  • Валя, это очень мелко:
    Вся жизнь хеттов была построена по сакральному признаку
    Признак - он один-разъединственный, меж тем жизнь хеттов, как я понимаю, была насквозь проникнута этой самой, как нынче говорят, "сакралкой".
    М.б., писать о том, что все - и перечислить т ри-четыре позиции, и т.д. - было сакрализовано...
    Насчет естеств. надобностей - либо это уточнять, либо это опустить. Поскольку читатель может просто начать ржать, вопрошая: куды монарх по нужде с горы бегал?
    Не "до потери жизни", а "до лишения", так?

    Вообще, по мелочам бы многое надо править, неудачные всякие выражения есть.
    Напр., многое из их культуры - наверное, не многое из культуры, а какие-то отголоски

    Вот это:
    так что на современном языке это вполне можно называть строительством федеративного государства, тем более, что правитель аннексированной территории заключал договор не с хеттским царем, а со «страной хеттов». – Из этого следует, что царь в Хеттии не правил, а служил стране. - во-первых, не стоит "модернизировать" ту древнюю ситуацию. Во-вторых, насчет "правления" и "служения" потешно звучит. Лучше бы обойтись без противопоставления. Многие тираны счи тали себя именно "служителями" - богам и народу.
    У нас ведь, как известно, и президент не правит, а служит. И госдума вся из слуг народа,

    Оценка статьи: 5

    • Люба, спасибо за внимательность к тексту. - Отвечаю тем же

      Валя, это очень мелко:
      Вся жизнь хеттов была построена по сакральному признаку
      Признак - он один-разъединственный, меж тем жизнь хеттов, как я понимаю, была насквозь проникнута этой самой, как нынче говорят, "сакралкой".
      М.б., писать о том, что все - и перечислить т ри-четыре позиции, и т.д. - было сакрализовано...


      - Эт у меня опечатка, вернее, имелся в виду принцип, а не признак.

      Насчет естеств. надобностей - либо это уточнять, либо это опустить. Поскольку читатель может просто начать ржать, вопрошая: куды монарх по нужде с горы бегал?

      - Так он и бегал

      Не "до потери жизни", а "до лишения", так?

      - Совершенно верно. Мерси

      Вообще, по мелочам бы многое надо править, неудачные всякие выражения есть.
      Напр., многое из их культуры - наверное, не многое из культуры, а какие-то отголоски


      - Как раз не отголоски. Мифы Древней Греции, например: образ Зевса, происхождение богов, божественная смена власти и т.д.

      Вот это:
      так что на современном языке это вполне можно называть строительством федеративного государства, тем более, что правитель аннексированной территории заключал договор не с хеттским царем, а со «страной хеттов». – Из этого следует, что царь в Хеттии не правил, а служил стране. - во-первых, не стоит "модернизировать" ту древнюю ситуацию. Во-вторых, насчет "правления" и "служения" потешно звучит. Лучше бы обойтись без противопоставления. Многие тираны счи тали себя именно "служителями" - богам и народу.
      У нас ведь, как известно, и президент не правит, а служит. И госдума вся из слуг народа,


      - Люба, я не модернизировала, а изложила точку зрения, имеющуюся у некоторых хеттологов. Так, например, у того же А.Волкова (он приводится в списке литературы):
      "Таким образом, держава хеттов вовсе не напоминала восточную деспотию, где монарх правил единолично, а была, скорее, федерацией, где царь исполнял обязанности президента, была чем-то вроде "Соединенных Штатов Азии" древнего мира. Хеттское царство действительно было устроено по... федеративному принципу."

      Кроме того, правителем считался царский род, а не царь как персона - это если не углубляться. У царя не было даже своей земли, она принадлежала государству. Ну, и т.д.

      Оценка статьи: 5