Мастера Раннего Возрождения еще не слишком удаляются от средневекового идеала красоты: «Венера» Боттичелли обладает знакомой хрупкой фигурой с покатыми плечами.
Однако с появлением так называемых «титанов» эпохи Возрождения — да Винчи, Микеланджело, Рафаэля — идеальная женская фигура преображается. Теперь это — статная, полнокровная, «телесная» женщина высокого роста с широкими плечами, широкими бедрами, полными руками и ногами. Мощные торсы женщин Микеланджело издалека нетрудно спутать с мужскими. Воспевание телесной полноты — символа жизненной силы — достигает апогея в картинах Тициана и Рубенса.
Астеничные грудки средневековой красавицы теперь не в моде. В цене оформившаяся грудь зрелой женщины, желательно познавшей радость материнства, но при этом не дряблая. Хотя, конечно, по нынешним «силиконовым» временам даже груди пышнотелых красавиц с картин Рубенса покажутся достаточно скромными.
Одним из канонов идеала красоты являлась и белизна персей.
«У нее белая шейка, а под ней две груди, украшенные и испещренные голубыми жилками», — так воспевал свою даму Ганс Сакс.
Одежда дворянок обзаводится смелыми декольте и поднимающими грудь корсетами и лифами.
Полную «обнаженку» сначала разрешалось рисовать лишь на античные сюжеты. «Уместной» обнаженная грудь считалась и у кормящей Девы Марии. Это привело к тому, что картины заполонили Дианы, Венеры и Мадонны (вид груди последней вряд ли вызывал у зрителя набожные чувства), в которых современники узнавали вполне конкретных красавиц, зачастую жен и любовниц привилегированных особ.
Тесное платье готики сменяется объемным, талия занимает естественное положение. Широкие рукава и юбка, тяжелые ткани (атлас и бархат) добавляют женской фигуре весомости. Именно в это время появляется новое слово «grandezza», означающее величественную, благородную наружность.
От средневековья остается мода на высокий лоб, плавность линий которого не должны нарушать даже брови (их часто выбривали). Волосы же «выпускаются» на свободу. Теперь они должны быть обязательно видны — длинные, вьющиеся, желательно золотистые.
Писатели Возрождения о женской красоте:
«Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы женщины должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподобляться золоту, или же меду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Чрезмерно рослое тело не может нравиться, так же как небольшое и худое. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна: кожа должна быть слегка красноватой от кровообращения… Плечи должны быть широкими… На груди не должна проступать ни одна кость. Совершенная грудь повышается плавно, незаметно для глаза. Самые красивые ноги — это длинные, стройные, внизу тонкие, с сильными снежно-белыми икрами, которые оканчиваются маленькой, узкой, но не сухощавой ступней. Предплечья должны быть белыми, мускулистыми…».
(Аньоло Фиренцуола «О красоте женщин»)
…полные женщины заслуживают предпочтения хотя бы ради только их красоты и величия, ибо за эти последние, как и за другие их совершенства, ценят. Так, гораздо приятнее управлять высоким и красивым боевым конем, и последний доставляет всаднику гораздо больше удовольствия, чем маленькая кляча.
П. Брант
А я Мона Лизу так и не поняла..а точнее не ее а тот жиотаж вокруг нее, который присутствет с времен ее появления и до сих пор...
0 Ответить
Давно хотела почитать И вот добралась до статьи. Не пожалела!
Занимательно. Про брови - тоже не знала, не могла понять, что такого странного в Моне Лизе...
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Очень приятно читать! Заслуженная ПЯТЬ! Да-с... Сейчас мода на высоких и худошавых, но вместе с тем - пышногрудая красавица не останется незамеченной мужским сообществом. А вообще - во все века и времена ценилась гармония. Гармония Душа- Тело.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
ну да, в Испании девушкам клали мраморную плиту на грудь - в моде было полное ее отсутствие. Жуть какая. Интересно - что у нас было в моде в то же время?
0 Ответить
Ха! А я как раз кусок про Испанию отложил на потом.
0 Ответить
ну когда будет готово - пришлите напоминание. Я люблю ваши статьи, буду рада!
0 Ответить
Стоит наверное сказать, что статья довольно упрощенная. Мода и идеалы сильно варьировали как хронологически, так и географически. Тут только общие тенденции.
0 Ответить
ой, у вас шарик!
С днём рождения!
Уже отметили?
Гостям показали, как вас страна приветствует из разных городов?
0 Ответить
Спасибо! Гостей нет, так как на работе я. Ночной. Одын, савсэм одын... Но с вами не соскучишься.
0 Ответить
дала почитать одному интернет- безграмотному товарищу,
он оч. сожалел, что низзя поставить за такую душевную статью
с такими замечательными иллюстрациями
три пятёрки!
0 Ответить
По литературе сейчас проходим эпоху возрождения.. теперь буду знать, о каких красавицах писали поэты и прозаики)
0 Ответить
Выбривали брови ужас
Оч. интересно!И с днем рождения, Сергей!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо всем!
А насчет бровей, я еще в раннем детстве думал, что не так в Моне Лизе.
0 Ответить
они отбеливали лицо цинковыми белилами, от этого выпадали брови и волосы по контуру лица -пвосмотрите какие у всех лбы высокие на картинах.
0 Ответить
Приятная статья. Тема вообще благодатная - на нее писать и писать, а читать можно бесконечно . Моя 5
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Либо здесь описка... Либо я чего-то не поняла
0 Ответить
Да-а, наворотил...
Но уже исправил. Спасибо!
0 Ответить
Как нехорошо читать курсивный текст!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Убрать что ли?
0 Ответить
Ну! Лучше просто сделать прямым - отделить его от основного текста, подчеркнуть какой-нибудь рубрикой его особенную функцию.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Всё во благо читателя!
Текст выпрямил!
0 Ответить