Люба Мельник Бывший модератор

Как прялка и ткацкий стан стали музейными экспонатами?

Лет двадцать-тридцать назад в горнице иной деревенской избы можно было увидеть ткацкий станок. Немногие старушки мастерили популярные тогда половики-«дорожки» из ситцевого тряпья. Туристы млели — и раскупали эти «произведения народного искусства».

В XIX веке, вплоть до 1870-х гг., одним из самых распространенных ремесел, особенно в центре России и на Русском Севере, было ткачество. Ткацкие «мануфактуры» в то время лишь начинали возникать. И домотканное полотно, по мнению крестьян, тогда почти не имело конкуренции.

Конечно, неравномерным было распределение товарного промысла по губерниям. Ткачеством именно с целью сбыта полотна занимались там, где имелось дешевое сырье — льняная пряжа, то есть там, где в больших объемах возделывали лен (а лен-долгунец, в силу своих природных свойств, мог расти лишь там, где нежарко, где почвы гумусом небогаты, — Тверская, Ярославская, Вологодская, Архангельская губернии).

Единственно необходимым сырьем для домашнего ткачества оказывался выращиваемый в крестьянских хозяйствах лен. Лен был «женской» культурой. Все работы, положенные по технологии, выполняли, в основном, женщины. Между прочим, и свой сундук с приданым крестьянские девушки формировали изо льна и за счет доходов с льняных изделий (отец выделял дочерям под лен землю в своих наделах, а те, между прочими делами — полевыми и домашними — лен выращивали, убирали, обрабатывали, пряли и ткали, либо отдавали отцу для продажи на ярмарках пряжу, а доход опять же шел на приданое).

Процесс первичной обработки льна складывается из теребления, вымачивания, сушки, трепания. И целью имел освободить серебристые льняные волокна из стебля растения.

После первичной обработки льноволокно необходимо было спрясть. Прядение производилось на гребне или на кужеле (который представлял из себя горизонтальную доску, на одном конце которой вертикально укреплена стойка, заканчивающаяся вместо гребня полукруглым утолщением. На него наматывали повесмы льна). Если прядение производилось на гребне — льноволокно начесывали перед прядением на его зубья.

Прялки же (или самопрялки, как иногда их называют на музейных экскурсиях по выставкам из истории крестьянского быта) употребляли очень немногие. Однако, судя хотя бы по тому, как распространены остатки таких прялок на чердаках деревенских старых домов, впоследствии эти прялки распространились. И не случайно. Хоть и гораздо дороже они, чем другие приспособления для прядения, но пряжа с прялки оказывалась лучше, ровнее, выше была производительность труда. Кроме того, на прялке легко ссучить пряжу в нитки.

Мастера продавали льняную пряжу или в суровом виде, или предварительно выбеленную, либо у себя же использовали пряжу на изготовление полотна.

Что из себя представлял ткацкий станок, наверное, многие знают. В музеях видели! Станки (станы) были, можно сказать, типовыми, изготовлением их занимались опять же кустари.

Продукцией тканья была новина, длиной около 20 аршинов (на ее изготовление уходило 4−5 дней). После снятия новины ее следовало отбелить. Отбеливание заключалось в золении (замачивание новины в корчаге с кипятком и золой и выстаивание в этом растворе в печи), стирке, выдерживании смоченной мыльным раствором новины в печи. Окончательная отбелка производилась, когда холсты расстилали на лугу, время от времени смачивая ткань холодной водой. Для успеха этого процесса необходимо было, чтобы стояла солнечная и теплая погода, тогда отбеливание занимало 15−20 дней.

У этого кустарного промысла, как и у многих других, мало было шансов уцелеть. Уже тогда, в конце XIX века, крестьяне склонялись к тому, что более выгодно лен продавать на льнопрядильные мануфактуры (тем более что в уездном городе существовала такая мануфактура — «Рольма»), а не производить холсты дома. Фабричные «миткаль и ситцы если не своей дешевизной, то отчетливостью и чистотою отделки стали сильно конкурировать» с продуктами домашнего ткачества, как сообщали уже в 1880-х годах земские статистики в документах по исследованию кустарных промыслов.

Заработок кустарей, занимавшихся прядением и сучением ниток, тканьем холстов, был незначителен, колебался от 40 до 4 рублей в год. Проще и доходнее оказывалось сдать льноволокно «маякам» или «кулакам» — людям, специализировавшимся именно на сборе по крестьянским хозяйствам и доставке на льномануфактуру сырья.

Ткачество, тем более — сложное, узорное — давно стало занятием исключительно фабричным.

Постепенно производство пряжи и домотканных холстов для изготовления одежды сменилось тем кустарным промыслом, что в очень незначительных размерах кое-где существовало еще лет двадцать-пятнадцать — изготовлением на ткацких станках «дорожек» из катушечных ниток и нарезанного узкими полосами старого ситца. Туристы млели — и раскупали эти «произведения народного искусства». Сейчас и это можно увидеть лишь в музеях — в тех, которые практикуют «мастер-классы» по древним крестьянским промыслам.

Обновлено 10.10.2007
Статья размещена на сайте 15.09.2007

Комментарии (46):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Люба Мельник Бывший модератор 7 июня 2009 в 22:40

    Кстати же, выставка вот повеселила.
    "Домотканные истории Евдокии Пановой". Автор работ - старушка вологодская, работы хранятся в Вологодском музее-заповеднике.

    Оценка статьи: 5

  • Я читал о домотканых изделиях в альманахе "Глобус" за 87-й, в очерке "Память на века". И очень хороший был рассказ Крапивина "Тополиная рубашка", где "ржавые ведьмы" спряли нити из тополиного пуха, соткали из них материю, а из неё сшили Славику рубашку, в которой можно было летать. Да, жаль, что нет уже в деревенских избах ткацких станков...

    Оценка статьи: 5

  • 5.
    Никогда бы не подумала что эта тема может так заинтересовать кого-то. Но судя по комментариям, многим это интересно.

    А я лично видела, как и ткут, и прядут. Бабушка у меня всё это умела и делала. До сих пор сохранились её половички красивые, которые она ткала на самодельном ткацком станке. Папа ей станок сделал по её указаниям, и она на нём шпарила вовсю.

    Оценка статьи: 5

  • А вот и нет, Любушка! И не только в музеях! Я недавно была в селе под Одессой - там все женщины работают на кустарных ткацких станках - дорожки делают. Громоздкая такая штука. Я впервые такое увидела. Режут тряпки на ленточки и стучат, стучат! Дорожки идут на ура! И бабульки в Одессе многие прясть умеют. Сечас домашняя шерсть большим спросом пользуется. У нас даже мастерская есть, где веретёна делают.
    А ещё ткань делали из конопли. Я недавно только об этом узнала. Говорят, очень прочная была!
    Ну, пять, разумеется. Если бы у меня было время, чес. слово, возродила бы это ремесло. Всё - ж таки ручная работа, эксклюзив!

    Оценка статьи: 5

  • 5!
    У мамы тоже в 40-50-тые годы был большой ткацкий станок. Ткала великолепные ткани. Последнюю, долго хранившуюся шерстяную ткань в 2000 году подарила своим невесткам на юбки. Причем качеству ткани можно позавидовать несмотря на возраст.

    Оценка статьи: 5

    • Моя прялка была стул со спинкой, веретено и суповая тарелка. Пряла пух бнзз присада пряжи на х\б нитку. Чистая тонкая пуховая нить.
      Клок предварительно чесаного щеткой пуха цепляла защепкой на спинку стула, на колени тарелку, ну и пошел веретеном крутить по тарелке. Так на большие шали сама напрядала пряжи. А собаку чесала и пух собирала на носки из собачьего пуха для бабули моей ноги лечить и на тряпочки пуховые на больную спину привязывать. Веретено привезла с собой сюда. Кому это здесь надо! А вот недавно в Кижах действительно в музее видела как ткут по настоящему и как полотенца расшивают. Это так здорово. Я эту вышивальщицу сто раз сфотографировала и пряху.

      • И что - из пуха нить получалась?! О каком пухе, кстати, речь?
        У собак чешут, чай, шерсть, а не пух. Пух - с пуховых коз, али там с кроликов. Собак еще и стричь хорошо.
        И почему мы не видим, Лаура, фотоотчета о поездке?!

        Оценка статьи: 5

        • Из города Шевченко - есть такая дыра богом забытая, где вода привозная, где-то возле Оренбурга в Казахстане. Присылали спекулям пух на шали. В Питере эпидемия пошла, все мнс-ы и снс-ы вязали, пряли. За их-то зарплату. Козий пух. А псиный пух - под подшерстком.
          Без припряда хороший пух сам тянется, пальцы чувствуют толщину нити. На продажу пряли и вязали на х\б нитку, а для себя чистый пух пряли. Чесали во дворе - ошметков сильно много, а прясть - так и сын мой прял в кайф. Даже лучше, чем я.

          Отчет о Питере-Онеге-Ладоге ? Фотки в компе сидят, не умею посадить их в текст. И красавица-пряха сидит. Я ж чайник-чайником. Там, где начинаются приборы, кончаюсь я.

          • ФОтки вот сюда вставить - надо в самом низу окошка комментарий нажать на кнопочку "обзор" в обзоре найти ту фотку, размером до 300 кб, jpeg-форматом. И, написав все, что надо, в самом окошке комментария, нажать - комментировать.
            А пух при прядении и вязании упруг, эластичен? Мне только с шерстью дело приходилось иметь - и при вязании, и при прядении.

            Оценка статьи: 5

            • Спряденая пуховая нить тонкая и похожа на шелковую. Она пушится уже в изделии. Видела в Оренбургской обл. у родственников. Не верила, что в кольцо пролезает. Вынули для меня специально старинную шаль из сундука, огромную, как покрывало, и в мое колечко 15 размера продернули. Невероятно!
              За статью 5. Просто учебное пособие по истории народ.промыслов!

              Оценка статьи: 5

  • Как интересно.
    А у нас прялка еще сохранилась.

    Оценка статьи: 5

  • такие и сейчас выпускаются и их можно купить совсем недорого.

    Оценка статьи: 5

  • +5. В Плесе, помню очень понравился музей с огромным ткацким станом. А в Кижах - маленькие, домашние

    Оценка статьи: 5

  • Что из себя представлял ткацкий станок, наверное, многие знают. В музеях видели! Видели... и не только в музеях, а у бабушек...и даже видели, как они пряли бесконечные платки, косынки, и так далее...

  • Какие-то смутные воспоминания сохранились: видел и прялку, и веретено, видел, как сучили нить, но совершенно не помню - где и когда.

    5! За ностальгию!

    Интересно было наблюдать за пряхой.

    А вот про ткацкий станок - что-то размытое в памяти, даже четкой картинки нет. Может быть, видел где-то в деревне, когда ездил на уборки.

    А, вот что еще вспомнил. В послевоенные годы мама сдавала угол девочке, которая работала на прядильно-ткацкой фабрике. Так что термины "уток" и "основа" на слуху с детства.

  • Интересно, как всегда. 5.