Исторический экскурс
Многие ремесла и народные промыслы коренного населения Южной Америки связаны с вязанием крючком. Потому некоторые историки-исследователи народного творчества даже предполагают, что именно эти страны и являются родиной данного вида рукоделия.
Вязание крючком, распространенное в индейских южноамериканских племенах, специфично, имеет свои характерные особенности. В отличие от европейского «пристрастия» к вязанию декоративных изделий (салфетки, кружева), местные рукодельницы изготавливали преимущественно практичные вещи: пледы, ковры, сумки и тому подобное.
Сумка мочила (в переводе «котомка») — одна из таких вещей прикладного искусства, которая изначально имела исключительно практическое назначение. Эти вместительные и удобные цилиндрические сумки, напоминающие ведра, вязали женщины индейских племен Колумбии для своих мужчин. К слову, делалось это исключительно в хорошем настроении, чтобы «зарядить» сумку положительной энергией. Мужчины, в свою очередь, использовали эти сумки для хранения одежды, продуктов или же листьев коки. Как правило, для каждого отводилась отдельная мочила подходящего размера.
Эксклюзивное производство
Несмотря на такую востребованность сумок, индейские мастерицы старались ни разу не повториться и каждую мочилу сделать уникальной. Затрачивали на их изготовление много времени, вплоть до месяца. А в цветовые сочетания и орнаменты вкладывали магические, шаманские послания, глубокий смысл. Некоторые рисунки (так сказать, схемы вязания) даже передавались из поколения в поколение как наследие. Со временем именно роскошные цвета и уникальные, неповторимые орнаменты колумбийских мочил привлекли модниц всего мира.
К слову, самыми красивыми считаются те сумки мочила, что вяжут индейцы Вайю, поселения которых можно встретить в пустыне Гуахира на севере Колумбии. Потому эти сумки иногда даже называют их именем. Отличительными особенностями мочил вайю являются яркая расцветка и украшение из помпонов.
Трудоемкий процесс
Вязать традиционные индейские мочила так, как делают это колумбийские мастерицы — мастерство непосильное для многих, даже для профессиональных рукодельниц. Основной секрет создания этой сумки-мешка с ярким, многоцветным орнаментом в том, что их вяжут крючком правой и левой (!) рукой попеременно. Такое, согласитесь, под силу не каждой «бывалой» мастерице.
При таком способе вязания в конце ряда вязаное полотно не переворачивается, а вязка продолжается в обратном направлении, но уже другой рукой. А ещё временно неиспользуемые нитки других цветов (так называемые нерабочие нити) не оставляют провисать сзади, на изнанке, а «скрывают» в середину столбика, то есть в само полотно. Так вязание получается очень плотным, двусторонним, а орнамент — максимально точным и не перекашивается.
Современная адаптация
Конечно, наши соотечественницы нашли альтернативу такому мудреному способу, не уступающую по качеству вязанию колумбийских индейцев. В Сети можно найти немало мастер-классов, в которых наши рукодельницы делятся собственным опытом вязания сумок мочила различными техниками жаккардовой вязки. Результаты их экспериментов не менее удачны и красивы, чем ручные работы «родом из Колумбии».
Кроме того, колумбийские сумки мочила (или их немного измененные вариации) встречаются даже в коллекциях ведущих модельеров. Вот так эти сумки, служившие мужчинам колумбийских индейских племен исключительно в практичных (и немного в ритуальных) целях, превратились в стильный и красивый аксессуар в модном этно-стиле.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...