Виктор Покидько Мастер

Что такое страсть с точки зрения религии?

Наверняка каждому человеку приходилось в жизни наблюдать или самому переживать ситуации, когда какая-то неведомая сила заставляла его поступать определенным образом, действовать по принципу, о котором говорил апостол Павел: «…что хочу, не делаю, а что не хочу, то делаю». Т. е. человек попадал в некую зависимость, и уже ни здравый смысл, ни сила воли не могли отвратить надвигающееся событие, которого уже невозможно было избежать. Оно уже полностью завладевало человеком, как наваждение, и осуществление этого события было лишь делом времени.

Такое состояние, когда человек имеет сильное притяжение к объекту вожделения, и которому он не в силах противостоять, так как уже не в состоянии контролировать себя, называется страстью.

Получается это потому, что ощущение чего-либо приятного, испытанного человеком в прошлом, постоянно заставляет его стремиться испытать нечто подобное сейчас, даже несмотря на то, что это в конечном счете принесет ему непоправимый вред.

Страсть, как говорится в святых писаниях многих религий, сама по себе еще не есть грех, а лишь является его побуждающей причиной, когда человек уже привык грешить и почти не может от этого отказаться (примеры страстей: гнев, чревоугодие, гордыня, тщеславие…). Это подобно наркомании, азартным играм…

Со страстями, как утверждают служители различных религий и традиций, однозначно нужно бороться:
«Один из законов Божественного о нас Промысла есть — так устроять жизнь каждого и течение случайностей в ней, чтобы он, пользуясь ими разумно, мог наискорейшим и наиудобнейшим образом очистить себя от страстей» (св. Феофан Затворник).

Страсть еще можно назвать болезнью, болезнью природы человека, ненормальностью некоторых его психических свойств. И именно эта ненормальность (эгоизм, гордыня, чувство собственной важности, безнаказанность…) человеческой природы, будучи необузданной, буквально принуждает человека совершать грех.

В своем первом поучении «Об отвержении мира» Преподобный авва Дорофей по этому поводу пишет:
«Ибо иное суть страсти, и иное — грехи. Страсти суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть и тому подобное. Грехи же суть самые действия страстей, когда кто приводит их в исполнение на деле, т. е. совершает телом те дела, к которым побуждают его страсти, ибо можно иметь страсти, но не действовать по ним».

Так как же поступать благочестивому человеку, чтобы страсть не привела его к греху?

Ответ на этот вопрос находим у преподобного Исихия Иерусалимского (V в.), ученика Григория Богослова, который образно передает нам внутреннюю борьбу человека: «От прилога — множество помыслов, а от этих — худое дело чувственное. Тотчас погашающий со Иисусом первое, избег и последующего. И обогатится он сладостным божественным ведением, в коем всюду присущим будет зрение Бога, и поставит против Него зеркало ума, освещается Им, подобно чистому стеклу, поставленному против чувственного солнца. Тогда, наконец, ум, достигнув последнего предела своих желаний, почиет от всякого другого в себе созерцания».

Обновлено 21.09.2007
Статья размещена на сайте 15.09.2007

Комментарии (12):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: