Но подобно другому великому драматургу тех времен, когда легенды и мифы древности были собраны воедино и слились в Гомеровском эпосе, Шекспиру так же, как и его древнему предшественнику — Гомеру, не удалось избежать вопроса о личной причастности к своему творчеству.
Он ли был создателем бессмертной истории о Гамлете? Из-под его ли пера вышли печальные истории о Ромео и Джульетте и ревнивом мавре Отелло, который по ложному навету коварного Яго убил свою прекрасную жену Дездемону?
Некоторые исследователи, которых впоследствии стали называть антистратфордианцами, обратив внимание на ряд фактов, подвергли сомнению причастность Шекспира к написанным им произведениям.
Они считали, что в рыночном городке под названием Стратфорд-на-Эйвоне, где родился и умер Шекспир, не было необходимых культурных условий, способствующих развитию его гения.
Еще одним немаловажным фактом являлось то, что не сохранилось ни одного документа, подтверждающего получения Шекспиром образования. Не сохранились и списки учеников, которые могли бы учиться вместе с ним. Более того, никто и никогда не сообщал, что являлся учителем или одноклассником будущего великого драматурга. Все эти факты воспринимались антистратфордианцами как признак неграмотности и малообразованности Шекспира.
Так кого же они считали настоящим создателем великих драматических произведений?
Фрэнсис Бэкон (22 января 1561 — 9 апреля 1626) — английский философ, историк и политик. Один из первых крупных философов Нового времени. Он считался основным претендентом в XIX веке на роль автора шекспировских произведений.
Все теории относительно Бэкона опирались на исторические, литературные теории и на предполагавшиеся криптографические отрывки. Считалось, что Фрэнсис Бэкон зашифровывал в пьесах политически-республиканские идеи, которые были запрещены в эпоху тюдоро-стюартовской монархии. Было найдено около 4400 параллелей между мыслями и выражениями Шекспира и Бэкона в его работах.
Эдуард де Вер, 17-й граф Оксфорд (12 апреля 1550 — 24 июня 1604) — английский государственный деятель, лорд Балбек, лорд великий камергер в 1562—1604 годах при дворе королевы Елизаветы.
С 1920-х годов де Вер был лидирующим альтернативным кандидатом на роль автора шекспировских произведений. Сторонники этой теории находили множество параллелей между его жизнью и событиями, описываемыми в пьесах Шекспира.
Так, он являлся зятем барона Бёрли и был якобы прообразом Полония из «Гамлета»; дочь самого де Вера была помолвлена с Генри Ризли как раз в то время, когда, как считает большинство исследователей, были написаны первые сонеты Шекспира. Де Вер был приближённым королевы, человеком, прекрасно знавшим придворную жизнь и обычаи. К тому же он был признанным драматургом и поэтом своего времени.
В сохранившихся письмах граф Оксфорд высказывает мысли и идеи, схожие с шекспировскими. В его личной Библии отмечены места с комментариями, написанными его рукой и якобы совпадающими с цитатами из пьес Шекспира.
Кристофер Марло (26 февраля 1564 — 30 мая 1593) — английский поэт, переводчик и драматург-трагик елизаветинской эпохи. Марло был рожден в той же социальной среде, что и Шекспир, но в отличие от последнего провел шесть с половиной лет в Кембриджском университете. Был лично знаком с Шекспиром, оказав на него большое влияние.
По данной теории задокументированная смерть Марло 30 мая 1593 года была подделанной. Его друзья, как предполагается, подстроили фальшивую смерть, чтобы помочь Марло избежать суда и, скорее всего, казни за распространение атеизма. Предполагали, что Шекспир был выбран как внешний представитель Марло, который продолжал писать великие пьесы.
Стилистическое сходство Марло и Шекспира и скрытые смыслы, найденные в пьесах, позволили некоторым исследователям сделать предположение о том, что именно Марло был автором шекспировских пьес.
Уильям Стенли, 6-й граф Дерби (1561 — 29 сентября 1642) — английский аристократ и государственный деятель. Он был впервые предложен некоторыми исследователями еще в 1891 году.
Позднее эту версию поддержали многие другие исследователи, которые обнаружили документ, где описывалось, что иезуитский шпион Джордж Феннер в 1559 году доложил, что Дерби «занимается сочинением комедий для публичных актеров, в которых применял знания, полученные в ходе многолетних поездок по всему миру».
Дерби был спонсором театральной компании Лондона «Слуги Дерби», которая несколько раз выступала при дворе. Интересным считался тот факт, что инициалами Дерби были «W. S.», а подписывался он как «Will».
Существует еще около 80 претендентов на роль автора шекспировских произведений. Но как бы там ни было, официальная точка зрения, которая на сегодняшний день признается большинством академических ученых остается одна: все произведения Уильяма Шекспира принадлежат собственному перу этого великого человека, а вопросы об их авторстве не имеют под собой серьезных научных оснований.
Да что Шекспир с его страстями,
Всё черепа, да смысла нет.
Другое дело - вспомнить детство,
Вот где нетленный был сюжет.
Искать не нужно было принцев,
Гадая кто каких кровей,
Достаточно найти себе фашиста,
И не менять в войне ролей.
И даже если смертью храбрых,
В бою придётся тебе пасть,
Потом на зло пухлявой роже,
Сказать, - а я..., а я как-будто ожил,
И снова всё опять начать.
(IV в до н.э., предположительно, Аристокл, друг Платона)
Оценка статьи: 5
0 Ответить
1) плебс, как капризный ребенок как на ночь сказки, жаждет мифов, титанов, свехчеловеков по уму и физической силе: он их, как капризный ребенок, и получает;
2) часто труды нескольких, многих выдаются за труды одного, под одним именем: во-первых, так проще, нежели перечислять всех авторов, соавторов, и сосоавторов, во-2-х, это способствует зарабатыванию денег, национальной гордости, сплочению наций (у нас изобретатель Периодической системы хим. элементов, кон-но Менделеев, а не Шанкуртуа, Ньюлендс и еще пара десятков ученых-химиков; создатель айфона Джобс, а не Возник и иже с ним и до него и т.д.);
3) за всяким великим именем часто прячется какая-то подозрительная история. Но обывателю от этого только интереснее-)
Имя Шекспир - давно бренд. 90% населения Земли не понимают величия его (или не его) пьес, не читают их. Как не понимал их, например, и Л.Толстой. Но какое это имеет значение, когда бренд до сих пор продается?
ПС Кстати, в оригинале пьесы Шекспир написаны довольно "непоэтичным" языком. Отсутствие привычных рифм, размеров, тяжеловесность форм и образов... на Западе его если и изучают, то в адаптированном варианте.
1 Ответить
Все попытки заменить Шекспира писателем-аристократом базировались на тогдашней аксиоме - "Не может человек подлого происхождения сделать что-то благородное".
Зачем гадать? Он и был - иначе давно бы был уже забыт.
Оценка статьи: 5
0 Ответить