• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Владимир Колтовский Дебютант

Яков Крейзер. Кто он, забытый генерал?

Лето 1941 года. Танковая группа Гудериана рвется к Москве. Он, создатель теории «танковых клиньев», победитель Франции, считал, что именно его танки должны сломать хребет Красной армии, дойти до Москвы и взять её в окружение. И на все эти действия ему отводилось около трех недель.

Яков Крейзер (в центре) Фото из газеты "Московский Комсосолец" №26775 от 30.03.15 г.

Однако сбыться этим планам было не суждено. Уже через неделю после начала войны его танковая группа была задержана под городом Борисов в Белоруссии более чем на неделю дивизией под командованием тогда еще никому не известного полковника Крейзера. К тому же его дивизия вела боевые действия в условиях массового беспорядка и неразберихи первых дней войны.

Якову Григорьевичу Крейзеру было тогда 35 лет, и прошло всего несколько месяцев с тех пор, как он стал командиром 1-й Московской дивизии. К тому времени он прослужил в ней 12 лет, начав с должности командира роты.

Командир дивизии применил тактику «подвижной обороны», которая позволила избежать неоправданных потерь и в то же время наносила чувствительные удары по противнику, не давая ему возможности взять дивизию «в клещи». В результате темпы продвижения группировки Гудериана были снижены менее чем до 10 км в сутки (с 50 км в сутки в первую неделю войны), его танки более 10 суток преодолевали 100 км между Борисовом и Оршей. А ведь тогда на счету был каждый день…

Не будем забывать, что это всё происходило не в 1944-м, и даже не в 1943-м, а в начале июля 1941 года, и подобный успех, к тому же в зоне наступления сильнейшей группировки немцев — группы армий «Центр», — был уникален.

А о том, насколько Крейзера уважали и любили бойцы и командиры, говорят сочиненные ими про него песни. Причем не по указанию свыше, а от души. И, будучи командиром столь высокого ранга, он не прятался за спины подчиненных, а был в первых рядах наступающих, из-за чего бывал многократно ранен.

За успешное руководство дивизией, а также личное мужество и героизм 22 июля 1941 года полковнику Крейзеру было присвоено звание Героя Советского Союза (одному из первых в Великой Отечественной войне), а его дивизия стала Гвардейской.

Тогда, в начале войны, руководство страны весьма неохотно награждало военнослужащих орденами и медалями, ведь Красная армия терпела поражения. Вина за это обычно возлагалась на командиров. И тем знаменательнее то, что Яков Крейзер получил свою награду именно тогда. Ведь дивизия под его командованием сделала практически невозможное.

Впоследствии Я. Г. Крейзер получил под командование армию, став одним из самых молодых командармов. И всегда, какие бы должности он ни занимал, приоритетным для него было стремление к уменьшению потерь своих бойцов и командиров. В 1942-м, под Харьковом, для этого ему даже пришлось нарушить приказ, а это, как известно, трибунал и расстрел. Но так как он оказался прав и боевая задача была выполнена, причем с минимальными потерями, наказания не последовало.

Его 51-я армия принимала участие в освобождении Донбасса, Крыма, Прибалтики. Особенно знаменательной, и чуть ли не хрестоматийной, считается операция по освобождению Севастополя. Перейдя Сиваш, пройдя через весь полуостров, армия Крейзера заняла город, причем если для его захвата нацистам потребовалось 250 дней, то 51-я армия сумела освободить его за пять, даже уступая обороняющимся по численности. И количество погибших у Крейзера оказалось меньше, чем у немцев. Вот что значит воевать по-суворовски — «не числом, а уменьем»! И таких примеров на боевом пути генерала можно было бы привести очень много.

По свидетельству очевидцев, генерал Крейзер с подчиненными всегда был вежлив, выдержан, корректен. Его невозможно было вывести из себя. И эти качества, и стремление беречь солдат и офицеров, уважительное к ним отношение, интеллигентность как бы роднят его с другим выдающимся полководцем — Маршалом Советского Союза К. К. Рокоссовским. У них было много общего в отношении к службе и подчиненным.

По окончании войны генерал-полковник Крейзер учился в академии Генштаба, был командующим войсками нескольких военных округов. С 1963 по 1969 год, уже в звании генерала армии, был начальником Высших офицерских курсов «Выстрел», а незадолго до смерти, в 1969 году, состоял в Группе генеральных инспекторов при Минобороны СССР.

И всё же, несмотря на свою огромную популярность как военачальника в годы Великой Отечественной войны, после её окончания он был почти забыт. В чем причина? Может быть, это связано с его скромностью, с нелюбовью к славе, интервью? А может быть, с тем, что его национальность не пользовалась любовью у советских правителей? Или он в какой-то момент отказался признать военные заслуги Хрущева и Брежнева?

Уверен, что, несмотря ни на какие препоны, имя этого выдающего полководца займет достойное место в военной истории!

Фото обложки: «Московский Комсомолец».

Статья опубликована в выпуске 27.07.2017
Обновлено 24.09.2022

Комментарии (38):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • И почему это "забыт"? Герой Советского Союза, генерал армии, кавалер кучи орденов?
    Командовал округами. И "неправильная национальность"(а если попросту - что он был евреем) ему командовать округами вовсе не мешала.
    А вот дивизия, с которой он начинал войну, была разгромлена в окружении под Могилевом и погибла. Комдива ранили и эвакуировали, а его бойцы... пропали. Кто сумел - вырвался из котла, кто не сумел - погиб или попал в плен.

    Оценка статьи: 3

  • коля ванин Читатель 26 октября 2018 в 15:30 отредактирован 26 октября 2018 в 21:57 Сообщить модератору

    а говорят что все евреи воевали в ташкенте

  • "Жили сЭбе спокойно", покамест с подачи неистовой Фарион не вышел закон о тотальной мове и один пастор, б/у комсорг и временный прЭзидент не дал отмашку на АТО и бойню в Одессе-маме. Р. Солодова - в подтановку "Чёртика из табакерки" - Зельцу, кой в роли прЭзидента Незалежной.

  • Иван Гудименко Читатель 2 ноября 2018 в 10:24 отредактирован 2 ноября 2018 в 12:05 Сообщить модератору

    Скромных и талантливых людей в России больше, чем думают много обывателей- либералов. СССР погубили не дальновидные люди.Недостатков было много, но они исправлялись в большинстве случаев. Беда была в безграмотности. По бумаге были грамотные, а на деле не доучившимися. Хочется ведь, быть признанным!Недаром Ленин говорил:-"учиться, учиться и ещё раз учиться!" Коммунизм - это благородная МЕЧТА. Опошлили зря. А теперь ищут ИДЕОЛОГИЮ. Она у большинства народов РОССИИ - есть! Вперёд - МОЛОДЁЖЬ!

    • Иван Гудименко," ХорошуЮ религиЮ придумали индУУсы ! " (ВСВ) Искомая ИДЕОЛОГИЯ РФ напоминает лоскутное одеяло, куда можно вшивать любые тряпки. "Инициативные дураки" (союзный мем),пошиба Бурбулиса и Ко раскурочили общий дом Союза, где решались многие текущие проблемы. А эти горячечные реформаторы наломали таких дров, что до сих пор хватает на растопку таких конфликтов-войн, как сейчас на Украине. Статья по делу, подтверждаю оценку 5.

  • Игорь Хентов Читатель 23 октября 2020 в 13:49 отредактирован 24 октября 2020 в 09:54 Сообщить модератору

    ГЕНЕРАЛ КРЕЙЗЕР

    В небе нагло кривлялся «Мессер»,
    И страх смерти застыл на лицах –
    Комдив Яков Григорьевич Крейзер
    Своей грудью прикрыл столицу.

    Невысокий, при этом, статный,
    Шёл дорогой войны умело.
    Что еврей, и ежу понятно –
    Совершенно не в этом дело.

    Ах, как Дона болели раны,
    К травам как припадали маки!
    Как фельдмаршала Гудериана
    Полыхали кострами танки!

    Путь к Берлину – не «аты-баты»,
    Не осилишь легко и скоро.
    Как любили его солдаты –
    Своего генерал-майора,

    Генерал-лейтенанта вскоре,
    Тыла крысам смешным на зависть,
    А на лицах уже не горе –
    В сочетании с верой радость.

    Над рейхстагом взметнулось знамя,
    В стылый прах обратился фюрер.
    Память светлая павшим! Амен!
    …Заревели иные бури,

    И не фюрер уже, а Сталин
    Юдофобии дал отмашку –
    Яков Крейзер прочнее стали
    Оказался в час самый тяжкий,

    Ведь одно – бить врага в окопе,
    Вырывая нацизму горло,
    А иное – перечить Кобе,
    По команде не сделав подло.

    Ничего нет страшней погрома –
    Тот, кто помнит и ныне плачет,
    А врачи оказались дома –
    Было так и никак иначе.

    Пусть для многих правдивый – crazy* -
    Им налево, а нам направо.
    Несгибаемый Яков Крейзер,
    Уважение Вам и слава!
    Прим. * безумный, англ.

  • Тогдашние мемы: настоящий коммунист и хороший еврей. Пора бы уже составить полный список хороших евреев - участников ВОВ и не только. Мне запомнился Раппопорт, он был и учёный и воевал хорошо, за что и имел проблемы. Его биография - готовый синопсис для кино-сериала. Статья - на 5 !

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 8 июля 2022 в 12:46 отредактирован 8 июля 2022 в 12:47 Сообщить модератору

      Сергей Дмитриев, лажа это все.
      Был Драгунский (то ли отец то ли дед писателя - а может и однофамилец), начал войну старшим лейтенантом, в 1943 году был уже полковником, а закончил службу генерал-полковником.
      Был сапер Иоффе, начал подполковником, дослужился в итоге до генерал-лейтенанта.
      Сотни и тысячи таких случаев было в СССР.

      Оценка статьи: 3

  • Бедный и затертый жизнью Крейзер начал войну генерал-майором, а к отставке был генералом армии.
    А целая куча полковников и генералов, начавших войну в этих званиях - до своей отставки выросли от силы на звание-два.
    Вон, Георгий Захаров - 22.06.41 был генерал-майором и в отставку в 1960е вышел тоже генерал-майором.
    В войну были и проявили себя целая когорта великолепных комдивов и командармов - и все они после войны "канули в Лету" - почему? А просто война закончилась.

    Оценка статьи: 3

  • Офтоп: Войти можно через F . Вхожу, читаю "Приложение не настроено". ...Так и повелось.

  • «Жили себе спокойно, угнетаемые какими-то нациками, украинские города: Харьков, Мариуполь, Чернигов, Сумы, Изюм, Херсон, Мелитополь, Ирпень, Гостомель, Буча, Бердянск и ещё десятки других. Работали магазины, аптеки, кинотеатры, кафе и рестораны.
    Угнетаемые люди говорили на том языке, каком хотели. Смотрели те фильмы, какие хотели. Читали книги, какие хотели. Україномовні, русскоязычны, англо, немецко, французо и ещё фигпоймикакие язычны. Угнетаемые нациками люди, влюблялись, женились, разводились.
    Строили дома, покупали и продавали квартиры, делали ремонты в квартирах и ездили на отдых. А вернувшись с відпочинку, думали, куда поехать в следующий раз. Десятки миллионов людей наверное с кем-то ругались, а потом конечно мирились. Ходили на футбол и садили картошку. Гуляли с собаками в своих парках, ездили на дачу, сидели с удочкой на берегу реки, строили планы, мечтали!
    И ежегодно 31 декабря поднимали бокал с шампанским, желая друг другу, чтобы наступающий год был ещё лучше и ещё успешней, а главное, чтобы все родные и близкие были живыми и здоровыми…
    А потом, 24 февраля 2022 года пришли «браццкие сЦуко асвабадители». Сразу и ко всем. Миссия у них была великая (как они себе придумали), освободить угнетаемых от нациков.
    Кто просил? Какие такие нацики? Непонятно…
    И так завзято русский мир стал освобождать, что миллионы украинцев освободили от всего.
    От домов, квартир, дач.
    От планов на будущее.
    От привычных, а потому малозаметных, благ жизни.
    От тепла, света в домах, горячей воды в кране и белого унитаза.
    От спокойной жизни и крепкого сна.
    Освободили от радости и улыбок.
    От прогулок с любимым пёсом и котейкой
    От возможности идти спокойно по улицам своего города.
    Освободили от свободы передвижения.
    Они сейчас очень рьяно освобождают Мариуполь, Харьков, Изюм, Херсон от мовного закона. Вместе с жизнями, радостно освобождают местных жителей…
    Так возникает вопрос. Какие же вы тогда освободители, если до вашего «асвабаждения», люди жили в тысячу раз лучше?! Я уже не говорю про тех, кто тогда ЖИЛ, а с приходом вас, уже НЕТ…»

  • Г-н Дмитриев. Даже скучно отвечать. Один только вопрос: А что, в России обязательно изучение украинского языка? А почему для украинцев русский обязателен? Не хотят они рашистов, поймите это и не ссылайтесь на Одессу. Я понимаю, Вас больше устраивает офицер самой кровавой конторы в истории человечества - КГБ. Дело вкуса.

    • Сергей Дмитриев Сергей Дмитриев Мастер 9 июля 2022 в 19:59 отредактирован 9 июля 2022 в 20:00 Сообщить модератору

      НезачОт, Т-щ Солодов ! Потому что польского украинства в мове кот наплакал.Прапор РИ спрашивает новобранцев, кто знает иностранные языки? Два бугая делают шаг вперёд. Одного спрашивает, каккой ? Вятской - отвечает. Прапор хлесь его по морде. Ну, а ты? - Спрашивет другого. ИЩо хлеЩи - отвечает. "Не хотят они рашистов", но "для ясности" готовы перейти на русский. На Одессу ссылаться не моги, а на кровавое КГБ - сАмое то. А можно копнуть и поглЫбже.

    • Вэлкам бэк, Роман Солодов.
      Кто сказал, что для украинцев русский обязателен?
      Не буду вмешиваться в ваш спор с Сергеем, но забавно у Вас выходит.

      Как жизнь в Нью-Йорке?
      Вроде бы "корона" заканчивается, значит скоро все должно вернуться на круги своя.

      Оценка статьи: 3

      • Игорь Вадимов, Уважаемый Игорь! Не пишу по причине занятости романом. Уже много лет пишу - лень матушка. Но подхожу к концу. Роман вряд ли найдет дорогу в какое-либо издательство, учитывая сегодняшнюю ситуацию. в России. Но надо закончить - уж сколько лет потрачено. Чтобы не быть голословным, могу прислать одну часть романа - первую. Всего их четыре. Если ответите положительно, то вышлю на Ваш е-мэйл, который будет даден Вами как знак согласия. Если не захотите, то даже не отвечайте. С приветом. Роман.

  • Александр Шифрук Читатель 29 октября 2018 в 07:38 отредактирован 29 октября 2018 в 08:38 Сообщить модератору

    Чем дальше от Великой войны, тем больше появляется генералов, сражавшихся насмерть в 1941г. против врага. Скоро окажется, что немцы за четыре месяца дошли до Москвы благодаря гениальности не только т. Сталина, но и всех генералов, бывших у них на пути. Никто не умоляет подвиги брошенной нами Брестской крепости,заставы лейтенанта Лопатина и единичных случаев героизма наших воинов в страшном июне-июле 1941г..... но нельзя из некомпетентности, трусости и глупости делать легенды.

    • Татьяна Суворова Татьяна Суворова Профессионал 30 октября 2018 в 00:15 отредактирован 30 октября 2018 в 00:20 Сообщить модератору

      Александр Шифрук, Крепость Брест сражалась до последнего человека,там даже стены помнят войну, а отступали пред силами немецкой армии, на которую работала вся Европа. Танки Т34 на границы были опытными образцами,а танкисты не умели еще ими управлять. Европа легла под немца немца, а наши с вами предки гнали немца уже из под Москвы в 1941 г.

      • Михаил Иванов Читатель 26 июля 2019 в 11:08 отредактирован 26 июля 2019 в 22:28 Сообщить модератору

        Татьяна Суворова, какие опытные танки? Хватит врать. . На вооружении Красной армии к 22 июня 1941 года было более 2000 только тяжелых танков КВ и Т-34, а всего в Красной армии было на 22 июня 1941года более 27 000 танков.( из материалов рассекреченных архивов при президенте Медведеве). У немцев начавших войну на 22 июня 1941 года было всего около 3000 легких танков. Тяжелых танков у немцев в начале войны вообще не было!
        Англия воевала с Германией с 7 сентября 1940 года на море и в Северной Африке, где шли ожесточенные бои. В то время Сталин с 17 сентября и до 22 июня 1941года воевал за Гитлера, нанес Польше удар с тыла и поделил с Гитлером Восточную Европу.

      • Vladimir Shpakov Читатель 31 октября 2018 в 14:09 отредактирован 31 октября 2018 в 15:55 Сообщить модератору

        Татьяна Суворова, Танк Т-34 в начале войны не был опытным образцом, Вы бы почитали воспоминания ветеранов, дело в том, что танк был просто революционным для нашей армии, а подготовлено было всего около 100 экипажей, а танков было выпущено 1300 шт, не хотели на него переучиваться, силком заставляли, обучение было всего 2 недели, потом, уже во время войны, месяц, так сразу на половину уменьшились потери, да к тому же вся кадровая армия СССР либо погибла, либо сдалась в плен, численность Красной Армии была 3 мл. человек, на начало войны, далее войну уже вели резервисты, образовательный уровень в СССР, только 2 мл. человек имели образование от среднего и выше, взять просто тракториста посадить в танк, и после двух недель обучения в бой, вот и результат, в вермахте танкистов готовили пол года, вот они и воевали лучше на танках, которые были хуже чем у нас, и здесь очень многое зависело от командира, взять Катукова, понимая все реалии в начале войны, он просто закапывал танки в земле и вел оборону, так сразу стал лучшим танковым командиром, а остальные порой тупо выполняли приказы, взять того же Катукова, 1943 год, так он отказался выполнять приказ командующего фронта и лично позвонил Сталину, кстати Ватутин не обиделся, когда во всем разобрались.

        • Vladimir Shpakov, не надо говорить что не умели воевать Гудариан учился в СССР, а Кесселинг- создатель люфтваффе очень боялся в небе польских и русских асов. Катуков- истребитель танков он их в землю не закапывал,он устанавливал бронетанковые пушки вдоль продвижение танков противника, и расстреливал их прямой наводкой. Первые танковые корпуса появились при Тухаческом, а применили Т34 под Москвой, немцы создали тигры и пантеры, но они были не поворотливые, особая загадка в Т34 был шов Патона, физик жил за Уралом, и немцы очень охотились за ним, по этому его охраняли. Гудариан в 1943 г. году сказал: " У нас теперь нет преимущества не в живой силе не в технике", а 41 году даже гранат не было.Трёхлинейка, да пулемёт Максим- это воспоминание фронтовиков.

  • Люди, о которых мы должны помнить, как жаль что мы в потоке современного сумашедшего, бездушного и безучастного мира забываем тех,кому обязаны своей жизнью.

  • Согласен с г-нм Вадимовым: национальность генерала можно был и указать. Ничего дурного в ней не вижу. А насчет поражений, то тоже можно заметить, кто их не испытал в начале войны. У меня ощущение (по Солженицину), что только генерал Власов. Он начал войну с наступления против румын и отличился при обороне Москвы. Но о Власове надо писать отдельно. А статья - ничего. Генерал какой-то уж сиропный. Оценку не ставлю - так и не научился.

    • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 30 октября 2018 в 16:35 отредактирован 30 октября 2018 в 16:36 Сообщить модератору

      Роман Солодов, не дадите ссылочку, где написано, как Власов на румын наступал? Просто интересно, посмотрел навскидку - он под Львовом начинал войну. Откуда там румыны взялись?
      Командовал корпусом, вышел в группе с парой десятков человек. Но тогда многие генералы хреново воевали...
      А насчет тех, кто воевал в 1941 хорошо - поищите "генерал-майор Николай Гаген" и "генерал Горбатов", тот, правда, тогда еще комбригом был...
      Еще можно про Хацкилевича вспомнить - ни за кем не прятался, шел на прорыв в первых рядах в конце июня 1941... И не его вина, что идиоты фронтового уровня ему и другим генералам такие приказы отдавали.
      Погиб честно, как и положено солдату.
      Хотя - и Кирпонос тоже погиб, как солдат при прорыве из окружения. А генерал был, говорят, так себе, не фронтом ему командовать а от силы полком.
      Или - про генерала Качалова. Честно воевал и погиб. А посмертно был оболган, обвинен в предательстве.
      А Власов в 1941... - не сдался тогда в плен - и молодец. Некоторые тогда сдавались, а этот вышел, хоть корпус и угробил. В герои 1941 года его потом записали. Скорее всего да то, что в 1942 все же сдался.. и начал воевать за "нацистскую демократию"

      Оценка статьи: 3

      • Роман Солодов Роман Солодов Мастер 30 октября 2018 в 17:17 отредактирован 30 октября 2018 в 17:29 Сообщить модератору

        Игорь Вадимов, даю ссылочку: Солженицын "Архипелаг ГУЛАГ" глава или целый том - уже не помню, посвященный власовцам. Рекомендую этот труд, если не читали. Думаю, что найти легко. Про Кирпоноса согласен - плохой был генерал. Испугался отступить, ибо Сталин приказал не отступать, и угробил миллионную группировку под Киевом. Это все подробно у Гудериана описано. Самое забавное в его мемуарах "Воспоминания солдата" это тот отрывок, где он говорит о том, что допрашивал командира этой киевской группировки. А фамилию генерала этот поганый пруссак не назвал. Я так матерился по этому поводу... А потом успокоился - все же, это был русский перевод, и фамилию цензоры могли выкинуть для подержания легенды о геройской гибели Кирпоноса. Уж не сам ли Кирпонос был, а гибель его миф? Но причины страшного разгрома немец указал правильно - приказ Сталина не отступать и поворот Гитлером острия атаки на Киев.
        Между прочим, Москва этим поворотом была спасена.

        • Может быть, Роман Солодов, Вам лучше поискать на сети реальных героев лета 1941?
          Я имею в виду - среди старшего комсостава.
          Готов дать несколько наводок.
          Например, Черняховский, командуя в Прибалтике танковой дивизией, в которой были только БТ, Т-26, Виккерсы и бронеавтомобили, ухитрился, потеряв в боях июня-июля 2/3 дивизии, пожечь немцам почти столько же машин, как сам потерял, вышел из окружения всей дивизией.
          Или генерал Галицкий, этот вовсе - принял бой под Гродно, командуя 24 стрелковой.
          Так он держал немцев до 29.06, а потом выходил по лесам из кольца - тоже всей дивизией, вышел в середине июля, пройдя по немецким тылам до 600км!
          Или про генерала Руссиянова, который стрелковой дивизией держал прорыв немецкого танкового корпуса под Минском - и его оборону таки не прорвали, обошли, и тоже вышел из котла всей дивизией.
          Да, это вам не Власов, который командовал корпусом, попал в окружение, прогадил все и вышел из окружения в группе в несколько десятков бойцов и командиров. Но, если сравнить с тем, что несколько генералов и вовсе перешли на сторону немцев, а многие пропали без вести, т.е. или погибли или попали в плен, то и Власов летом 1941 выглядел неплохо.

          Оценка статьи: 3

        • Читал, Роман Солодов, читал.
          Жаль, я думал, у Вас что-то более достоверное. Специально для Вас. Ген. Власов начал войну под Львовом. Румын там отродясь не было. Оттуда отступал на Киев...
          Вот кусочек из Вики.
          Война для Власова началась под Львовом, где он занимал должность командира 4-го механизированного корпуса. За умелые действия получил благодарность, и по рекомендации Н. С. Хрущёва[10] был назначен командующим 37-й армией, защищавшей Киев.
          Насчет того, кого допрашивал Гудериан.
          Там весь штаб фронта полег при прорыве. Но были ведь и армии и дивизии и корпуса.
          Среди прочих в плен попал ген. Понеделин.
          ...специально для Вас. в то время на Украине попали в плен генералы
          Куликов, Константин Ефимович
          Прохоров, Василий Иванович
          Прошкин, Николай Игнатьевич
          Рубцов, Фёдор Дмитриевич
          Рыков, Евгений Павлович
          Соколов, Александр Дмитриевич
          Сотенский, Владимир Николаевич
          Ткаченко, Семён Акимович
          Тхор, Григорий Илларионович
          ... Гудериану было из кого выбирать.

          Нет, я понимаю. Солж для Вас - икона и образец правдивости.
          Но, получив из сети информацию, что он сбрехавши - может попробуете задуматься?
          Нет, я не настаиваю, думать или нет - целиком Ваш выбор.

          Оценка статьи: 3

  • Иван ЗаМКАДник Читатель 31 октября 2018 в 09:26 отредактирован 31 октября 2018 в 10:26 Сообщить модератору

    В Википедии сведения по этой теме как-то разнятся: 1) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B3%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B8%D1%8F#%D0%93%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F,_%D1%81%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B8_%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%A0%D0%9A%D0%9A%D0%90_(1941%E2%80%941945_%D0%B3%D0%B3.) 2) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B7%D0%B5%D1%80,_%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2_%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Конечно, лучший вариант - штабные документы, но это непросто...