Созданные со страстью…
Только человек, безгранично увлеченный своим делом, мог сотворить то, чем не перестают восхищаться уже более столетия. Таким человеком был Чарльз Льюис Тиффани, основатель ювелирной компании Tiffany&Сo, продукция которой — предмет мечтаний почти всех представительниц прекрасного пола. Таким же был и его сын, Луис Комфорт Тиффани — художник и дизайнер из Нью-Йорка. Правда, страстно влюблен он был не в дизайн ювелирных изделий, а в витражи.
На первых этапах своей карьеры он занимался созданием оконных витражей, лампы же стали побочной ветвью его творчества. Чтобы не выкидывать стеклянные кусочки-обрезки, оставшиеся после «раскройки» стекла для витражей, он придумал собирать из них более практичные вещи — абажуры.
Идея оказалась настолько удачной, а её исполнение настолько идеальным, что, появившись впервые на чикагской Всемирной ярмарке в 1893 году (знаменитой World’s Columbian Exposition, одной из самых масштабных выставок), лампы Тиффани моментально прославились. Их приобретали музеи и коллекционеры, ими восхищались искусствоведы. И конечно, эти утонченные и дорогие произведения искусства (ни больше ни меньше) служили украшением интерьера аристократов.
К слову, создатель необычных светильников предлагал различные варианты их конструкций: для масляного освещения и для электрического, которое в то время только-только стало общедоступным. Позднее лампы с абажурами «Тиффани» стали выпускаться серийно в мастерских дизайнера, а производство стало носить название Tiffany Glass Company.
… по уникальной технологии
Помимо того, что Луис Тиффани заложил «первые кирпичики» моды на витражные светильники, он оставался, как и прежде, верен своему увлечению — изготовлению витражей. Его изысканные и неповторимые работы имели большой успех и широкое признание, но он продолжал совершенствовать свое мастерство. Именно потому Луису Тиффани удалось совершить своего рода революцию: перевернуть представление о витражах как о декоративно-прикладном искусстве.
Ему принадлежит идея соединять самые мельчайшие стеклянные кусочки разного цвета, используя для этого тонкую полоску медной фольги, чтобы оборачивать грань каждого стеклянного элемента. Прежде в качестве таких «прожилок» между цветными обрезками выступали свинцовые прутья: грубоватые, по мнению Луиса. И только металлическая фольга позволила аккуратно спаивать крошечные элементы для создания сложнейших работ. Именно филигранность и стала визитной карточкой Тиффани-ламп и прочих поздних витражных работ художника.
Кроме того, Луис Тиффани и само стекло для своих произведений старался довести до совершенства. Художественное чутье мастера требовало идеального соответствия тонов и оттенков его «красок» — стеклянных кусочков.
Потому, если желаемого цвета стекла не было, он экспериментировал с процессом его создания. К примеру, накладывал тонкие стекла разных оттенков друг на друга, пока не был абсолютно удовлетворен результатом. Или изготавливал и использовал иризирующее стекло с тончайшим, переливающимся металлическим покрытием. К слову, это стало его отличительным, фирменным знаком.
…в неповторимом стиле
Луисом Тиффани были созданы шаблоны, своего рода витражные рисунки, по которым на производстве выпускали (и выпускают до сих пор) разнообразные модели дизайнерских светильников: ламп с абажурами, люстр. И за самыми известными, популярными, а также сделанными руками самого мастера охотятся коллекционеры всего мира. Знаменитые лампы «Маки», «Паутина», «Глицинии» уходят на аукционах уровня Sotheby’s за сотни тысяч долларов (а то и за миллионы).
И хотя оригинальные Тиффани-лампы, выпущенные под руководством дизайнера, уже можно считать раритетными, технологии, разработанные Луисом Комфортом Тиффани, актуальны и применяются в производстве до сих пор. Кроме того, немало дизайнеров переняли его идею и выпускают изделия в стиле «Тиффани»: осветительные приборы с основой из витражных стекол. Так страсть знаменитого художника и дизайнера к витражам навсегда осталась в истории светильников.
Шикарные лампы
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Интересная тема, спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить