«И вновь продолжается бой» (1974)
Изначально «И вновь продолжается бой» была сочинена для церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1974 года. Пахмутова вспоминала, что запись песни проходила в авральном режиме — Иосиф Кобзон и ВИА ПЕСНЯРЫ потратили на неё целую ночь.
На съезде композиция прозвучала, после чего её… запретили. Что, согласитесь, выглядело чрезвычайно странно для столь идеологически выверенной песни. Тем не менее у чиновников от культуры были претензии не только в отношении текста (такое случалось регулярно), но и в отношении музыки (впервые за всю карьеру Пахмутовой).
А. Пахмутова:
«Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню.
…Цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика…».
Кроме того, цензоров сильно смущала строчка — «И юный Октябрь впереди». Это что же — у нас ожидается ещё одна революция? Над той же строчкой втихомолку посмеивались и граждане, критически настроенные к советской власти — мол, «есть у революции начало, нет у революции конца», «И Брежнев такой молодой»…
Конечно же, авторы «И вновь продолжается бой» не имели в виду никакого социального переустройства — они просто воспевали революционную энергию, которая должна вдохновлять молодёжь на новые свершения и подвиги.
В мире зной и снегопад…
Мир и беден, и богат…
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
А. Флоря «Портрет Дориана Грея»:
«Да, никакой крамолы здесь не было, но, право, лучше бы она была. То есть лучше бы поэты действительно ударили в набат, предупредив о перерождении системы».
К чести Пахмутовой, ничего менять в песне она не стала.
А. Пахмутова:
«Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит, завтра выйдет».
И действительно, история песни продолжилась уже через полтора года, «И вновь продолжается бой» прозвучала на сцене «Песни года-75» в исполнении Льва Лещенко.
По иронии судьбы, СССР ждала не революция, а контрреволюция, приведшая не только к падению коммунистического строя, но и к распаду страны. Вместо «юного Октября», россиян ждал октябрь 1993-го, когда танки выбивали из Белого дома последние остатки парламентаризма.
Это событие очень сильно повлияло на бывшего яростного антисоветчика Егора Летова — настолько, что лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ вступил в ряды Национал-большевистской партии Лимонова и резко изменил свой репертуар. По сути, именно благодаря Летову старая песня Пахмутовой возродилась в новом качестве. Оказалось, что бой действительно продолжается, а революционный Октябрь вполне может оказаться «впереди».
Недаром к нынешнему 100-летию одного из важнейших событий ХХ века российские власти пошли на хитрость. Поняв, что замолчать юбилей не удастся, они пустили по СМИ странный термин — «Великая русская революция», чтобы смешать в одну кучу совершенно разные по содержанию Февральскую и Октябрьскую революции, и главное — ни в коем случае не произносить слова «социалистическая». Тонко…
Нечто подобное произошло и с песней «И вновь продолжается бой».
Её мощная энергетика оказалась весьма благодатной для разного рода современных интерпретаций. Но если Летов пел песню вполне серьёзно, то другие версии носили явный оттенок ёрничества.
В нулевых годах нового века на «И вновь продолжается бой» был даже сделан танцевальный ремикс (от проекта B&G). А вскоре появилось и видео, где под этот ремикс лихо отплясывают чернокожие парни в… Нью-Йоркском метро.
Да и в исполнении группы ЛЕНИНГРАД песню иначе как стёб воспринять трудно.
Из последних каверов на песню наиболее талантливым и необычным стала инструментальная версия новосибирского трио SILENZIUM, выпущенная в 2015 году. К песне было снято и видео, где трое девушек в пионерских нарядах, стоя у памятника Ленину, играют хит Пахмутовой на скрипках и виолончели.
Девушки говорят, что песня выбрана не случайно — мол, они вполне разделяют идеи коммунизма и всегда голосуют за КПРФ (заметим, что нынешний мэр Новосибирска — Анатолий Локоть — как раз из этой партии).
Лидер группы SILENZIUM Наталья Григорьева:
«Я себе представляю общество будущего, конечно же, коммунистическим и справедливым. А еще ориентированным не на стяжание (надеюсь, деньги упразднят в будущем, и просто все будут иметь в равной степени все необходимое для жизни), а на созидание новых идей и на творчество в широком смысле этого слова».
На этом группа не остановилась и уже в 2017-м подготовила очередной кавер — на этот раз на песню Пахмутовой «Любовь, комсомол и весна». Но и в этих версиях, разумеется, не обошлось без лёгкой (пусть и доброжелательной) постмодернистской иронии.
«Как молоды мы были» (1975)
С рок-музыкантами творчество Пахмутовой сталкивалось и в советские годы. Более того, песня Александры Николаевны сыграла важнейшую роль в карьере одного из первых советских рокеров — Александра Градского.
В середине 1970-х широкие массы практически не знали певца в лицо, хотя его голос уже можно было услышать на пластинках Давида Тухманова или за кадром художественных фильмов. Вот и в тот раз Градский записывал на «Мосфильме» песни для к-ф «Романс о влюблённых» вместе со звукорежиссёром Виктором Бабушкиным. Бабушкин давно сотрудничал с Пахмутовой, поэтому предложил молодому певцу попробовать записать две её композиции — ударный «Яростный стройотряд» и лирическую «Как молоды мы были».
Обе были написаны Александрой Николаевной для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Причём «Как молоды мы были» воспринималась композитором как тихая камерная песня, которую мог бы исполнить любой актёр. Говорят, что одной из претенденток на эту песню была Елена Камбурова (и она её позже запишет), но всё сложилось иначе…
Уже на первой встрече Градский сумел ошарашить композитора, когда попросил показать ему партитуру. Пахмутова с удивлением посмотрела на заносчивого длинноволосого юношу, но партитуру дала.
А. Градский:
«…потому что в музыкальной среде „курица — не птица“, а вокалист — не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем».
Так, благодаря Градскому, тональность третьего куплета была поднята на целую октаву, и лирическая песня обрела драматическую мощь. По воспоминаниям певца, было сделано три дубля, а затем Бабушкин смонтировал из самых удачных кусков окончательный вариант, вошедший в фильм.
Пахмутову не раз убеждали заменить «этого волосатика» на кого-то более пристойного — например, Кобзона. Однако Александра Николаевна проявила привычное упорство, также настояв на том, чтобы именно Градский исполнял «Как молоды мы были» на фестивале «Песня года-77».
А. Градский:
«Потом не раз я просил её прийти на всевозможные худсоветы и поддержать тогда начинающих артистов, как МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Гребенщикова. У Али всегда был фантастический авторитет, после её слов никто не смел возражать. Каюсь, я её часто просил помочь в таких вещах, и она никогда не отказывала».
Кстати, заметьте, если в фильме третий припев подхватывал детский хор, то в сольных выступлениях певец пел эти строчки своим знаменитым фальцетом.
После успеха песни карьера Градского резко пошла вверх. Он начал собирать Дворцы спорта и стал одним из самых высокооплачиваемых исполнителей. Конечно, главный «гвоздь» его программы — «Как молоды мы были» — ему изрядно надоел, но он всегда относился к этой песне вообще и к Пахмутовой в частности с большим уважением и благодарностью.
А. Градский:
«…она более эстрадная всё-таки, чем-то, что я делаю. А талантливые композиторы, такие как Пахмутова, это ведь раз в столетие случается. И у них раз в карьере может случиться такая вещь, как „Как молоды мы были“.
…Я спел её, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я её пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: „Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь“».
Несколько неожиданно узнать, что "у Градского скверный голос". Если не ошибаюсь, он окончил консерваторию и как вокалист. Его голос может не нравится. Это понятно.
Не к творчеству Пахмутовой, а скорее к творчеству Градского. Не вспоминают его исполнение "Гойи". Когда-то, несмотря на исключительную дикцию Градского, текст песни с пластинки все равно поняла не весь. И как раз была под рукой книга Вознесенского. Ну что ж. Криком, так криком.
0 Ответить
У Градского скверный голос, берёт криком и видеорядом. А вот на скрипках молодой Ленин оч понравился: переложение на скрипке лучше не бывает.Статья подтверждает, что самое интересное занятие - это творчество чего бы то нИ было, без упований на большой успех или(и) доход.
Оценка - 5 !
1 Ответить
Суперпесни. И в 68 пою их на огороде с большим энтузиазмом.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
Песня про юный октябрь, действительно, энергетическая. Музыка заряжает и заражает. Слова тоже поражают странными (по состоянию на 1974 год) сочетаниями: Дедушка Ленин - молодой? Октябрь - впреди? (Что, опять?) Всемирный стройотряд? (Интербригады, что ли?)
2 Ответить
Жду перлов - что у кого она тут спионерила?
Оценка статьи: 5
0 Ответить