Многие другие тоже известные Ляпуновы также вполне могли и могут принадлежать к этому роду, но далеко не всем из них интересно и важно это знать.
В одни бурные периоды истории (крестьянские восстания) роды могли быть разнесены. Если стремились восстановить статус кво — впоследствии обращались с прошением об утрате в пожарищах документов и их восстановлении: при наличии свидетелей или бывших соседей-помещиков просьба удовлетворялась.
А бывали периоды, когда дворянство скрывалось во избежание неприятностей. Представьте себе, что ты знаешь, что дворянин, Рюрикович, и при этом занимаешься кибернетикой — «продажной девкой империализма», в определенный период времени это было даже небезопасно в обоих смыслах. Но удивительное дело: на жизни члена-корреспондента Академии наук СССР Алексея Андреевича Ляпунова это никак не отразилось, и этот Ляпунов справедливо считается одним из основоположников науки кибернетики.
В любом случае, род знаменит, и многие его представители составили славу своему Отечеству. Я остановлюсь только на крупном государственном деятеле, чья жизнь, правда, пришлась на Смутное время и была полна авантюрных приключений, еще ждущих своих «Дюма». А также на Ляпуновых XIX−XX веков, а именно на астрономе, математике, филологе и композиторе (отец и три сына). И, конечно, наш кибернетик Ляпунов.
Хотя известных Ляпуновых намного больше, и сейчас они живут в разных городах и весях. Может, для кого-то из них что-то здесь окажется сюрпризом.
Итак, город Галич, бывший Галичь-Мерьский, ныне Костромская область. В XIII веке — удельное княжество (включая Дмитров), в котором княжил Константин Ярославович, внук Всеволода Большое Гнездо, младший брат Александра Невского, Рюрикович в 11 поколении.
К XV веку княжеский титул был утрачен, осталось простое дворянство, да и потомство разделилось на несколько родов и основателей фамилий: от Семена Осины — Осинины, от Ивана Ивы — Ивины, от Дмитрия Березы — Березины, а также Ильины.
Внук Семена Осины — боярин Ляпун Осинин — оставил потомству не только дворянство по Рюрику бог знает в каком уже колене, но и прозвище — Ляпуновы. Первоначально Ляпуновы обосновались на рязанской земле. Потом, из-за сложных отношений с Борисом Годуновым, оказались и в Поволжье.
Пятеро братьев Ляпуновых активно участвовали в событиях Смутного времени. Из них наиболее известен Прокопий Ляпунов. Степень его влияния трудно переоценить. Есть даже гравюра XIX века, отражающая историческое событие: «Князь Скопин-Шуйский разрывает грамоту послов Ляпунова о призвании на царство».
То есть человек предполагал в себе определенные полномочия даже назначать царя! И действительно, Прокопий Ляпунов присылал к князю Скопину-Шуйскому посольство с предложением взойти на трон, но тот отказался, порвав грамоту.
Не менее дерзко себя вел и брат Прокопия Захарий. Представ пред грозные очи царя Василия Шуйского, грозил тому («Вот как возьму тебя в руки, так и сомну всего!»). Причем Захарий был на стороне поляков, но поддерживал переписку со старшим братом и строил против них козни. Картина русского художника Н. Неврева «Захар Ляпунов во главе бояр предлагает Василию Шуйскому оставить престол» как раз обо всех этих событиях.
А Прокопий был сначала на стороне Лжедмитрия I, потом участвовал в восстании Болотникова на стороне последнего и брал Коломну, потом перешел на сторону царя (Шуйского), боролся с Болотниковым и выступил против Лжедмитрия I (и брал Коломну). Потом выступил против Шуйского, которого в результате сместили.
Потом Прокопий поддержал польского королевича Владислава, который уже принял присягу московского правительства. А потом созвал Первое русское ополчение — это еще до Минина и Пожарского.
«Слышано быша во всех градех Московских, яко превеликая Москва разрушена и раскопана, и плакашеся о таковой беде вси людие. Воевода ж и властель Рязанския земли Прокофий Ляпунов от града своего во множестве воин восстает и разжегся гневом великим и разъярися зело о разорении Московском, многия слезы проливая, втайне уповая отомстити наносимыя от них тяжкия обиды. И пойдоша на неправильных Римлян, и тако им жестоко н немилостиво отомщение покушаяся воздати» (патриарх Филарет).
Этому стотысячному ополчению Ляпунова удалось занять часть Москвы. «…Всего Московского воинства властитель, скачет по полкам всюду, яко лев рыкая». Не случайно один из исторических романов, посвященных Прокопию, так и называется — «Неудержимый лев Прокопий Ляпунов» (Сёмин В. А.).
Прокопий погиб в 1611 году в результате внутренних интриг — за несколько дней до подхода Второго ополчения (Минин и Пожарский).
Смутное время — такое смутное…
Мятежное время, неистовые люди. В качестве музыкальной иллюстрации сюда бы подошла какая-нибудь симфония — Ляпунова, конечно же. Ограничусь этюдом.
Пора переходить к другим знаменитым Ляпуновым, поэтому…
Из личного опыта (наверняка это профессионально уже используется специалистами): в любом, даже очень трагическом событии, отыскать...