• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Борис Рохленко Грандмастер

Художник Жан Каролюс. Как он видел путь художника и жизнь его творений?

Жан Каролюс (1814−1897) — бельгийский художник-жанрист, уроженец Брюсселя. О его жизни практически ничего неизвестно — нет сведений ни о его семье, ни о его происхождении.

Жан Каролюс, «Малыш делает первые шаги», 1855 г. Источник: en.wikipedia.org

Историки пишут, что ему покровительствовал директор бельгийской Королевской Академии изящных искусств Франсуа-Жозеф Навез. Вероятно, он был его учителем от начала до выхода молодого художника в свет. Когда он уехал во Францию — неизвестно, во Франции он жил до конца своих дней.

Жан получил от своего учителя навыки превосходного владения кистью и цветом. Современность ему казалась скучной, поэтому художник обратился к минувшему, к XVIII веку. В его картинах — роскошные воображаемые интерьеры, шикарные одежды его героев и героинь. Сплошной праздник красок!

Казалось бы, такой выбор диктовал радости без конца. Но в его картинах присутствует немалая доля драматизма, связанная с судьбой художника. Не его самого, а художника вообще.

«Последний штрих»

Жан Каролюс, «Последний штрих», 1855 г.
Жан Каролюс, «Последний штрих», 1855 г.
Источник: en.wikipedia.org

Усталый до бесконечности художник перед мольбертом: в правой руке — кисть, в левой — палитра. Картина закончена. И кажется, что она не удалась. Это давит его еще сильнее, чем физическая усталость.

Но рядом — поддержка и опора. Женщина. Которая утешает, подбадривает его, верит в его талант. Еще минута — и тепло ее плеча вдохнет в него новые силы. А там, глядишь, и покупатель найдется на картину, в которую вложено столько сил.

«Визит в студию Ватто»

Просторное помещение, высокие потолки, два мольберта (большой служит как бы фоном маленькому). Две миловидные посетительницы рассматривают картину, которая уже закончена, но еще не высохла. Одна из дам держит в правой руке монокль, чтобы лучше разглядеть детали. На заднем плане — двое мужчин и женщина рассматривают то ли книгу, то ли гравюру. В раскрытом ларце видны бутылки (видимо, спиртного). На полу — папки с гравюрами.

Жан Каролюс, «Визит в студию Ватто», 1866 г.
Жан Каролюс, «Визит в студию Ватто», 1866 г.
Источник: en.wikipedia.org

Жан Каролюс не был современником Ватто, их разделяет около ста лет. Судя по всему, Жан был очарован живописью Ватто. И это восхищение вдохновило его на такое полотно (лицо художника на картине очень похоже на прижизненный портрет Ватто, написанный Розальбой Каррьера).

Розальба Каррьера, «Gортрет Антуана Ватто», 1721 г.
Розальба Каррьера, «Gортрет Антуана Ватто», 1721 г.
Источник: en.wikipedia.org

«Визит в студию»

Весьма пожилой художник (светится большая лысина) принимает у себя в студии двух дам — любительниц искусства. Одна стоит, а другая на коленях пытается рассмотреть получше, что нарисовано. Скорее всего, это не просто любопытство, этот визит закончится покупкой. Еще одна картина (а может быть, и не одна) станет звездой коллекции.

Жан Каролюс, «Визит в студию», 1889 г.
Жан Каролюс, «Визит в студию», 1889 г.
Источник: en.wikipedia.org

«У антиквара»

В антикварной лавке разыгрывается одно из действий драмы. Ее начало — за рамками картины. Что мы видим? В глубине лавки стоит хозяин, который разводит руками. Перед ним на стуле — женщина в траурном одеянии. Ее жест — как бы просьба о чем-то. О чем можно просить в антикварной лавке? Естественно, о деньгах.

За спиной сидящей женщины — коллекция китайского фарфора, перед ней на постаменте — большая китайская ваза. На полу — две папки с гравюрами (некоторые просыпались).

Что происходит? Вдова (женщина в трауре) пытается продать коллекцию своего супруга (уже покойного). Видимо, она получила какие-то деньги раньше, а сейчас пытается продать остаток собрания — гравюры. Антиквар, судя по его жесту, не готов за них платить.

Двойная драма: потеря мужа, конец коллекции.

Жан Каролюс, «У антиквара», 1880 г.
Жан Каролюс, «У антиквара», 1880 г.
Источник: en.wikipedia.org

Сюжеты картин, очевидно, не были задуманы как некая цепь. Но можно уверенно сказать, что художник был свидетелем и участником всего процесса — от создания картины до создания коллекции и ее умирания.

Что еще читать по теме?

Художник Николас Мас — двойник Рембрандта?
Как художники привлекают внимание зрителей?
Художник И. Айвазовский — баловень судьбы?

Статья опубликована в выпуске 26.02.2018
Обновлено 21.07.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: