Образованное в 1966 году, трио CREAM действительно представляло собой первый образчик т.н. «супергруппы» —
Посмотрим на послужной список её участников.
1. Басист Джек Брюс (BLUES INCORPORATED, GRAHAM BOND ORGANIZATION, BLUESBREAKERS, MANFRED MANN).
2. Барабанщик Питер Бейкер по прозвищу «Джинджер» — «рыжий» (BLUES INCORPORATED, GRAHAM BOND ORGANIZATION).
3. Гитарист Эрик Клэптон (YARDBIRDS, BLUESBREAKERS). Кстати, говорят, ещё в эпоху BLUESBREAKERS поклонники гитариста стали без смущения писать на стенах домов «Clapton Is God» («Клэптон — это бог»).
Нетрудно догадаться, что троица хорошо знала друг друга ещё до CREAM. Единственное, чего не знал Клэптон, когда приглашал в один коллектив Брюса и Бейкера, так это об их давней вражде. Парочка успела поссориться ещё во времена совместного музицирования в GRAHAM BOND ORGANIZATION. На предложение Брюса играть потише Бейкер метнул в него барабанные палочки, а в ответ полетела бас-гитара. Всё закончилось мордобоем и уходом басиста из группы.
Однако идея создать свой собственный коллектив была такой притягательной, что бывшие недруги смогли на какое-то время зажать свои фолликулы в кулак.
Джек Брюс:
«Джинджер и я несовместимы, но возможно, из-за наших болезненных взаимоотношений мы были самой горячей ритм-секцией, в которой я когда-либо играл. Имелось что-то между Бейкером и мной, что разжигало пожар. Он обнаружил нечто удивительное во мне. Он замечательный барабанщик».
Конечно, группа из столь самобытных и своенравных музыкантов была изначально обречена на распад. Но и за два с небольшим года своего существования она успела сделать многое.
Во-первых, довела до совершенства блюз-рок и (наряду с Джими Хендриксом) заложила основу всей «тяжёлой» музыки — от харда то хеви-металла.
Во-вторых, показала, что каждый инструмент в группе самоценен и солировать может не только гитара. Недаром выступления CREAM часто превращались в затяжные импровизации минут на 15−20, где каждый музыкант пытался перещеголять другого. Как говорил Клэптон, «если бы нас поставили перед аудиторией без лимита времени, то концерт не кончился бы никогда».
В джазе подобные импровизации были нормой, но для рок-сцены — это было свежо и ново. Лишь спустя 10 лет самовлюблённый выпендрёж рок-музыкантов изрядно поднадоест и вызовет протест в виде панка.
«I Feel Free» (1966)
Ответить на вопрос, кто же был инициатором создания CREAM, крайне сложно. Каждый из участников группы впоследствии будет заявлять, что это «моё детище».
Например, Клэптон лелеял надежду, что CREAM будет чисто блюзовым коллективом. Однако большую часть оригинального материала сочинял Джек Брюс — на пару со штатным поэтом Питом Брауном. И уже первая песня, сочинённая тандемом Брюс-Браун — «I Feel Free» («Я чувствую себя свободным»), — плохо умещалась в стилистические рамки. В ней был и блюз, и поп, и входящая в моду психоделия.
Хотя основным вокалистом считался Брюс, эту песню он пел с Клэптоном поочерёдно. При этом Клэптон впервые использовал в записи гитары т.н. «женский тон» — перегруженный, но при этом приглушённый и певучий.
«I Feel Free» стала вторым синглом группы и их первым крупным успехом в британских чартах (11-е место). Прекрасные результаты показал и дебютный альбом «Fresh Cream» (6-е место).
В 1986 году Джек перезапишет «I Feel Free» для своего сольника, а спустя год на песню появится неплохой кавер от певицы Белинды Карлайл.
«Sunshine Of Your Love» (1967)
Самым же знаменитым хитом CREAM стала песня «Sunshine Of Your Love» («Солнечный свет твоей любви») со второго альбома «Disraeli Gears». Тяжёлый рифф, который гитара и бас играют в унисон, войдёт в классику рок-музыки и породит множество себе подобных — от «Whole Lotta Love» LED ZEPPELIN до «Smoke on the Water» DEEP PURPLE.
Были и прямые подражания. Например, Робби Кригер из THE DOORS прямо признавался, что они сочинили на основе «Sunshine Of Your Love» свой хит «Hello, I Love You». А спустя годы Эрик Клэптон шутил, что перезаписал песню Джей Джей Кейла «Cocaine» в отместку за то, что услышал в ней всё тот же знакомый рифф.
Впрочем, и автор риффа — Джек Брюс — взял его не из воздуха. Идею навеял концерт Джими Хендрикса, посещённый СЛИВКАМИ в январе 1967 года. Сочинить стихи на подобный рифф оказалось делом непростым. Брюс и Браун безрезультатно просидели всю ночь, и только под утро поэт глянул в окно и произнёс первую строчку: «It's gettin' near dawn, when lights close their tired eyes…» («Близится утро, огоньки закрывают свои усталые глаза…»).
Затем подключился Клэптон и досочинил припев и часть текста. Труднее всего было найти подходящую барабанную партию. И здесь на подмогу пришёл продюсер Том Дауд, который посоветовал Бейкеру стучать в ритме мрачных индейских тамтамов (по версии Бейкера, он додумался до этого сам).
CREAM сразу поняли, что сотворили нечто. Однако владелец Atlantic records — Ахмет Эртеган — обозвал «Sunshine Of Your Love» «писходелической бредятиной» и не то что синглом — даже треком в альбоме видеть её не хотел. Переубедить его смог только авторитет таких видных музыкантов, как Букер Т. Джонс и Оттис Реддинг, вставших на защиту песни.
В конце 1967 года «Sunshine Of Your Love» была издана на сингле и стала настоящим прорывом группы в США, где о CREAM до этого не знали. Сингл занял в американских чартах 5-е место, а альбом «Disraeli Gears» — 4-е.
В 1968 году песню исполнила сама Элла Фитцджеральд — со всеми её джазовыми вокальными «штучками».
Забавно, что «Sunshine Of Your Love» начал исполнять и Джими Хендрикс — при этом не подозревая, что именно он был источником её вдохновения. Так на одном из телешоу Хендрикс начал играть свою знаменитую «Hey Joe», но неожиданно прервался, заявив, что не хочет играть «эту дрянь», и взамен исполнил «Sunshine…», предварительно посвятив её парням из CREAM поимённо.
«White Room» (1968)
Следующим большим музыкальным хитом группы стала «White Room» (№ 5 в США) — очередное творение Брюса и Брауна, украшенное ритмом болеро от Бейкера и пронзительной «вау-вау» гитарой от Клэптона.
Песенка об одиночестве «в белой комнате с чёрными занавесками» вышла довольно депрессивной, а Браун вообще удивлялся, что из его «монолога о новой квартире» смогло получится нечто стоящее. Впрочем, грустный тон песни не помешал впоследствии компании «Apple» использовать её в рекламе партии белых «макинтошей».
Однако наиболее необычно «White Room» прозвучала на сольнике «Shadows In The Air» самого Брюса, записанном в 2001 году при участии Клэптона. Новая версия была сделана в… латиноамериканской аранжировке.
«Badge» (1969)
В сентябре 1968 года сингл «White Room» только начал своё восхождение в чартах, но всем уже было ясно: CREAM доживают свои последние деньки. Перепалки Брюса и Бейкера стали невыносимыми, а Клэптону чертовски надоело быть примиряющей стороной. Дошло до того, что на последних концертах музыканты жили в разных отелях и встречались только на сцене.
Разумеется, менеджеры CREAM попытались напоследок выжать из группы всё возможное — организовали прощальный тур, а уже после распада — в 1969 году — издали финальный альбом «Goodbye» — солянку из студийного и концертного материала.
Входил туда и последний сингл группы — песня «Badge». На этот раз ни Брюс, ни Браун в написании песни участия не принимали. Её сочинил Клэптон, да ещё и вместе с посторонним музыкантом — «битлом» Джорджем Харрисоном. К тому времени два гитариста крепко дружили и периодически делали друг другу творческие «алаверды» (например, Клэптон поучаствовал в записи харрисоновской «While My Guitar Gently Weeps»).
Текст у песни «Badge» вышел довольно странный (я понял лишь то, что он о былой любви, об остальном судить не берусь). Ещё более странным вышло название. Слово «Badge» (англ. «значок», «символ» — отсюда знакомый нам «бэйджик») в тексте не встречается вообще.
Всё дело в том, что название родилось в результате ошибки. Клэптон, глядя на перевёрнутый листок с нотами, принял пометку «bridge» (т.е. «мост» — так называют «переходной» музыкальный отрывок, обычно перед повторением куплета или припева) за название, да ещё и прочёл его неправильно — как «badge». Так оно и прижилось. Подобные отвлечённые названия в рок-музыке не редкость. Например, в песне LED ZEPPELIN «Black Dog» тоже нет никаких собак. Зато во время её записи в студию постоянно забегал чёрный пёс — да так и угодил в трек-лист.
По словам Харрисона, во время сочинения «Badge» присутствовал и его коллега Ринго Старр — причём изрядно пьяный. Что не помешало барабанщику БИТЛЗ добавить в песню строчки про неких «лебедей, живущих в парке».
В общем, песня получилась во многих отношениях необычной для CREAM. Во-первых, довольно короткой. Во-вторых, главным вокалистом здесь выступил Клэптон, а Брюс только подпевал. В-третьих, «Badge» стала единственной песней группы, в записи которой приняло участие аж 5 музыкантов (кроме Харрисона, ещё и продюсер Феликс Паппаларди, сыгравший на ф-но и меллотроне).
К моменту выхода сингла «Badge» (а это было весной 1969 года) CREAM уже не существовали. Клэптон ещё поиграл вместе с Брюсом в новой группе BLIND FAITH, но через год развалилась и она. Тем не менее троице ещё удалось два раза собраться на одной сцене. Первый раз — в 1993 году (по случаю введения группы в «Зал славы рок-н-ролла»), второй — в 2005-м для серии концертов. В 2014 году Джек Брюс умер, и CREAM навсегда отошли в историю.
Напоследок предлагаю вашему вниманию видео с концерта 2005 года, где CREAM сыграли ещё один свой хит — кавер на старинную песню Роберта Джонсона 1937 года «Crossroads». Среди публики можно заметить улыбающегося Брайана Мэя из QUEEN (последний признавался, что считал себя хорошим гитаристом до тех пор, пока не услышал Эрика Клэптона).
Недаром из всей супертроицы именно у Клэптона карьера сложилась наиболее успешно. А вот в остальном жизнь его не баловала.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!