Я крайне скептична к российским кинокартинам. Да что уж там, я к ним откровенно предвзята и стараюсь их избегать. Деятелям нашей синематографии отлично даются глубокомысленные и ментальные картины, играющие на струнах широкой славянской души. Но, как водится в киноискусстве, то не хватает глубины, то подводит актерская игра, то просто бюджет распределен некачественно. Всегда найдется какой-нибудь остросюжетный ляп, который портит общее впечатление. «Гоголь» (по моему скромному мнению) не стал исключением.
Как проявились парадоксы характеров?
Такое ощущение, что команда проекта пытается объять необъятное и совместить несовместимое.
Одному из главных, но безликих персонажей — таинственному Всаднику, приписываются исключительно мистические качества, жители сравнивают его с Дьяволом, который хитроумно играет на человеческих слабостях. При этом злодей ощутимо расчетлив и действует продуманно, привлекает союзников и с истинно садистским удовольствием расчленяет попавшихся под руку овец, казаков, женщин, собак — типичный безумный маньяк, активные действия которого сложно сопоставить с хитроумным планом мистических темных сил.
Столь же неоднозначны и другие персонажи. Бомгарт, сыгранный великолепным Яном Цапником, предстает перед нами неудачливым хирургом-алкоголиком, который удивительным образом воскрешает казачью дочь Даринку, в реальной жизни давно истекшую бы кровью от пореза сонной артерии.
Все герои вроде бы хороши, да только каждый имеет свой «ляп». Пламенно влюбленный в Лизу Гоголь с удовольствием целует явно силиконовые губки утопленницы. Богослов Хома Брут оказывается крутым паркурщиком и отличным воином, который почему-то легко сдается, отдав свою жизнь ведьме без боя.
Слишком много парадоксов характера в героях «Вия»: даже непогрешимый и типично праведный кузнец Вакула заявляет о том, что в их семье никогда не врут, но спустя несколько сцен и сам обманывает полисмена Бинха, что не знает о местоположении Гоголя и Хомы Брута.
Чем возмущается зритель?
Кроме удивительных нестыковок в характерах героев, встречаются и откровенные текстовые ляпы.
Все тот же Бинх оглашает «Закон есть закон! Это Россия», после чего темный кинозал взрывается шепотками: «С каких пор Диканька стала Россией, в традиционном ее понимании?» Зрители тут же устремляются к политической ситуации в стране и подбивают патриотическую подоплеку, стремление сыграть на чувствах соотечественников. Я прислушиваюсь к фразам и улыбаюсь — мнение народа без купюр.
Еще один нюанс: дьявольские силы привлекают для своих целей «невинную душу» — вольного казака Николку, который должен убить другую невинную душу. Но может ли казачий воин быть невинным? Ни для кого не секрет, что донские казаки участвовали в боевых действиях с завидной регулярностью и с особым азартом рубили головы с плеч косыми саблями. Вот и аляповатый Николка, больше похожий на крестьянского подростка, поднося нож к горлу жертвы говорит о том, что «такова доля казачья». Какая уж тут невинность?
Как и первая часть, исполненная в духе тревожно-мрачной «Сонной лощины», «Вий» заставляет больше рефлексировать, чем пугаться. Поэтому отъявленным любителям ужастиков не стоит посещать кинотеатры в поисках острых ощущений. Только одним можно позабавиться жаждущим — хорошо проиграны моменты ожидания: ужасный Вий, появляющийся в конце картины, медленно выступает из тьмы полуразрушенного храма, похрапывает дымом и зыркает огромным глазом в стиле «Ока Сарумана».
Вместо горбатого старца, обрисованного Гоголем в книге, ужасный демон предстает в облике огромной горы с огненными зрачками, которую, впрочем, не так-то сложно уничтожить — достаточно прочесть загадочные слова на «темной латыни» с бумажки, так удачно оказавшейся под рукой Николая Васильевича. Кажется, еще чуть-чуть, и изо рта Гоголя вылетит Патронус и бросится в атаку — слишком явна ассоциация с дементорами, высасывающими душу из жертв.
Да и порой кажется, что половину спецэффектов заимствовали из Гарри Поттера — даже классический зеленый свет в момент убийств и ужас на лицах тех, кто встречается со всадником, вызывает ощущение, что за темным капюшоном скрывается не кто иной, как Лорд Воланд де Морт.
В чем смысл «Вия»?
Вообще создается ощущение, что Вий «приплетен» исключительно ради названия, потому как 99% времени — «песня совсем не о том».
Песня о детективных злоключениях диканьковцев, тесно переплетенных с мистикой. В озерах близ деревни обитают прекрасные утопленницы, в оврагах таятся бесовские силы, они же владеют и сердцами некоторых героев — «нечестивца» Басаврюка, ведьмы Ульяны. Темное живет рядом со светлым, суеверное — с образованным. Но попытки найти какие-то глубинные закономерности легко оборачиваются провалом — половина сцен в фильме ввернута «дня красного словца».
А как же любовь?
Еще одна сюжетная линия — любовная (а куда без нее), заставляет местами улыбаться.
Дано: молодой, бледный (забеленный до невозможности) и нервозный Гоголь, утонченная, но вполне прямолинейная графиня Лиза, сексапильная утопленница Оксана, которая выглядит здоровее живой графини. Обе претендуют на сердце писателя. Одна изображает усиленное волнение о состоянии Николая, другая регулярно напоминает о своем низком происхождении и до одури боится осинового кола. Обе — чертовски хороши, местами карикатурны, но с обеими быть нельзя.
Зачем тут эта история — а бес его знает! Тот самый, диканьковский.
В чем тайна рождения Гоголя?
Периодами Николай Васильевич падает в обмороки (они же видения), после которых раскрываются планы темных сил, периодически Бинх начинает подозревать его в причастности к убийствам, на месте которых юноша оказывается с завидной регулярностью…
Колесо повествования шатается в разные стороны, отвлекаясь от всадника на Вия и обратно, перемежается с красивыми, но мрачными пейзажами украинской глубинки, спотыкается о странные и неуместные диалоги, стопорится на «флешбеках» видений Гоголя, где он с мучительной тревогой пытается разгадать тайну своего рождения, но ему это так и не удается.
Мы видим его родителей, потерявших пятерых сыновей, видим безносого «красавца» (по всей видимости, это Смерть в мужском обличье), который предлагает Василию Гоголю темную сделку. Видим мертворожденного Николая и его чудесное воскрешение, но так и не понимаем, чем все это обернется. Видимо, придется ждать лета и окончания проекта.
Но сегодня слишком много загадок, слишком мало ответов.
- Почему утопленница Оксана так дружелюбна и помогает писателю?
- Отчего ведьма Ульяна отпускает маленькую девочку, уличившую ее в колдовстве?
- И кто этот странный человек с вечно виноватым выражением лица, помощник Бинха, так нетривиально напоминающий Чарли Чаплина в своей нелепой шляпе и фраке?
В конце фильма нам демонстрируют трейлер третьей части «Гоголя», которая должна выйти в августе этого года. Трейлер, как всегда, завораживает, но доверия к проекту уже нет: во второй картине так и не появляется обещанный Меньшиков, Гоголь так никого и не спасает, да еще и сам убивает человека.
Вывод: кино на один раз. За отсутствие Гуро (Олега Меньшикова) обидно втройне.
Но! Красивая операторская работа (местами аж дух захватывает!), красивые девушки и красивые картины сельских традиций, отличные костюмы и декорации, воссоздание атмосферы казачьего стана… Два часа потрачены не зря, хоть и не скажешь, что с большой пользой.
Добрый день!Автору спасибо большое за статью, 5+. Я первый фильм посмотрела на большом экране, очень не понравился,обидно за Гоголя. И сразу решила, что не буду смотреть другие части " шедевра". Не хочется тратить время на такую чепуху. А Марина молодец, выдержала пытку и нас просветила.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Гертруда Рыбакова, в таких случаях можно писать ДЕшевра и даже без кавычек будет понятно.
Создаватели таких фильмов хоЧут обратить знающих толк зрителей в своё ущербное видение жизни и кино. Они цинично считают, что быдло схавает, поведётся на все эти "ужимки и прыжки" со спецэффектами етс. Их надо посадить на самофинансирование только от кассовыъх сборов.
0 Ответить
Подожду, пока на торрентах появится, скачаю - можно будет пролистать этот сериал.
За описание - спасибо. Времени на такое кино сильно жалко.
Кажется - очередной кич на историческую тему(с примесью чертовщинки)? Посмотрим...
А что до "русского кино"...
В советское время наши "творцы", будучи закованными в тенета, делали отличные и добрые фильмы.
Когда им развязали руки, оказалось, что, кроме чернухи, в их душах ничего не оказалось.
Но гротеск типа "Особенностей национальной охоты.", "...рыбалки", etc - лично мне нравятся.
Когда все узнаваемо - хотя и преувеличено... этак раз в 200.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, А. Райкин на заре перестройки выдал программную шуточку "Когда стало можно говорить обо всём, оказалось, что говорить-то не о чём". Вот и мечутся киножрецы в поисках чертовщинки.
1 Ответить
«Закон есть закон! Это Россия» Бинх
Суровость российских законов искупается необязательностью их исполнения. Екатерина II.
Дама лучше знала страну, которой управляла.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Марк Блау, ну почему Вы так ненавидите свою бывшую страну проживания? Что не соврамши про нее, вроде как, не можете???
Ну какая Екатерина Великая?
Не то Вяземский, не то Салтыков-Щедрин... Не то вовсе - переделка из французского или английского.
Не считайте себя равным английскому фейкомету почти что 500-летней давности, превратившего Ивана Грозного для европейских читателей в "Ивана Ужасного"...
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Послание принято. Не смотреть.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Статья, похоже, интереснее фильма... Спасибо, сэкономлю время и деньги.
Оценка статьи: 5
4 Ответить
= Не читал, не смотрел "Вия", но осуждаю. = Фантези и лавры Гоголя не давали покоя Булгакову и он в красках расписал полёты Маргариты на дворницкой метёлке.
Оценка :5 "испытательный срок" кинокритика ШЖ продолжить.
2 Ответить