Эксперименты с гитарным звуком, ритмикой песен и экзотической музыкой оказали огромное влияние на становление таких стилей, как психоделика, хард-рок, «гаражный» рок (предтеча панка) и даже рага-рок (рок с восточными элементами). Всё это мы легко можем проследить по главным хитам группы.
«For Your Love» (1965)
Сформировались YARDBIRDS ещё в 1963 году. Ядро группы составили вокалист Кит Релф, басист Пол Сэмвелл-Смит, барабанщик Джим Маккарти и гитарист Крис Дрейя. А вскоре к ним примкнул и второй гитарист — 18-летний Эрик Клэптон. По наличию Клэптона нетрудно догадаться, что поначалу коллектив специализировался на блюзовой музыке. Два года YARDBIRDS играли чужие музыкальные хиты и стандарты, издали два сингла, но желанного успеха в хит-парадах не имели.
Помощь пришла со стороны 19-летнего сонграйтера Грэма Гоулдмана. Хотя это ещё вопрос — кто кому больше помог. У Гоулдмана тоже была своя группа под названием MOCKINGBIRDS и полное отсутствие достойного репертуара. Он ходил по разным музыкальным издательствам, но ни одна из предложенных песен ему не нравилась. Тогда, вдохновившись примером БИТЛЗ, юноша решил попробовать сочинять сам.
Чуть ли не первым авторским опытом стала песенка под названием «For Your Love» («Ради твоей любви»), смысл которой ясен уже из названия. Кое-где упоминают, что главным источником её вдохновения (кроме «битлов») был знаменитый «Дом Восходящего Солнца» от ANIMALS — и действительно, нечто общее в звучании этих песен есть.
Однако продвинуть «For Your Love» на музыкальный рынок оказалось непросто. Сначала Гоулдман предлагал её лейблам, затем — другим группам, вроде тех же ANIMALS или HERMAN’S HERMITS. Всё безуспешно. Тогда менеджер Гоулдмана посоветовал ему показать песню самим БИТЛЗ, для чего автор отправился на рождественский концерт в зал «Hammersmith Odeon». Случилось так, что, кроме БИТЛЗ, там выступали и YARDBIRDS. Джим Маккартни вспоминал, что «For Your Love» им сразу приглянулась, прежде всего, своей необычностью.
Песня и впрямь ошарашивала резкими сменами ритма и тонального лада. Казалось, что в середину одной песни вставили совершенно другую. Начиналась «For Your Love» как тревожная минорная баллада, а затем неожиданно переходила в стандартный мажорный рок-н-ролл.
Интересно, что в записи минорной части песни приняли участие всего два члена YARDBIRDS — Кит Релф и барабанщик Джим Маккарти. Третий член — Пол Сэмвелл-Смит — вместо прямых обязанностей басиста занялся продюсированием. Именно ему пришла в голову странная идея использовать в песне бонги и клавесин. По тем временам это было настолько смело, что приглашённый игрок на клавесине — Брайан Оже — искренне удивлялся: «Кто в здравом уме купит поп-сингл с таким инструментом?»
Эрику Клэптону (гитару которого мы можем слышать только в мажорной части) «For Your Love» вообще категорически не нравилась. Он пришёл в группу играть блюз, а это был явный поп-рок — пускай и необычный. Мнение гитариста не изменилось даже после того, как песня стала большим хитом — причём не только в Великобритании (№ 3), но и в США (№ 6).
Что касается Грэма Гоулдмана, то после успеха «For Your Love» он станет очень востребованным сонграйтером — не только у YARDBIRDS, но и у других групп (вспомним хотя бы такие хиты, как «Bus Stop» от HOLLIES или «No Milk Today» от HERMAN’S HERMITS). А в 1970-е, наконец-то, создаст собственную успешную группу 10CC.
Запишет он и свою версию «For Your Love», хотя каверов на эту песню всегда хватало. Среди них версия FLEETWOOD MAC, инди-версия BORDEAUX LIP, блюзовая (!) версия MAGNOLIA SONS, жёсткая версия Майкла Бина, фанковая версия Dr Victor и даже версия от белорусской группы ЯБЛОКИ.
«Heart Full of Soul» (1965)
Итак, не желая изменять своим музыкальным вкусам, Клэптон покинул YARDBIRDS и перешёл в BLUESBREAKERS. Перед уходом он порекомендовал на своё место Джими Пейджа. Однако будущий вдохновитель LED ZEPPELIN посчитал тогда, что работа сессионного гитариста и прибыльнее, и спокойнее. И предложил вместо себя Джеффа Бека. Надо сказать, что смена гитаристов пошла YARDBIRDS только на пользу.
Джим Маккартни:
«Когда кто-то в группе несчастен, с ним не очень-то здорово путешествовать и играть концерты. Поэтому, когда Эрик ушёл, мы испытали облегчение.
…(О Джеффе Беке) Его стиль имел широкий диапазон влияний — от Леса Пола до восточного ситара. Он привносил в группу необычность, а с Эриком мы бы вернулись к тому, чтобы снова стать группой 12 тактов (т.е. играющей блюз — С.К.)».
Именно с Беком группа записала свой второй большой хит — отчаянную любовную мольбу «Heart Full of Soul» («Сердце полное души»). Песню сочинил тот же Гоулдман с теми же фишками — сменой темпа, сочетанием минора и мажора, протяжёнными вокальными распевами и восточным привкусом. Последняя «фишка» и натолкнула Бека на революционную мысль — использовать в записи песни такие экзотические индийские инструменты, как ситар и табл.
Однако в студии выяснилось, что индийские музыканты не очень-то привыкли к чёткому ритму. И если игрок на табле в размер 4/4 более-менее попадал, то ситарист оказался безнадёжен. Тем не менее Бек от идеи не отказался и применил целый арсенал примочек, чтобы сделать звук своей гитары похожим на звук ситара. Конечный результат получился впечатляющим, и сингл «Heart Full of Soul» достиг 2-го места в британских и 9-го — в американских чартах.
Сожалеть можно было только об одном. Удайся Беку первоначальный замысел — и YARDBIRDS стали бы первой рок-группой в истории, использовавшей ситар. А так этот титул отошёл к БИТЛЗ, которые спустя 5 месяцев выпустили знаменитый сингл «Norwegian Wood». Впрочем, и забракованную «ситарную» версию «Heart Full of Soul» сегодня тоже можно отыскать в раритетах YARDBIRDS.
Из других версий (среди которых — авторская версия Гоулдмана, версии групп RUSH, DOKKEN, L.A.GUNS, UFO, BLONDIE, BOX of FROGS, JOSHUA) я бы отметил кавер Криса Айзека 1987 года (содержание песни хорошо подходило жалостливой манере певца).
«Evil Hearted You» (1965)
Третьим (и последним) «подарком» Гоулдмана для YARDBIRDS стала песня «Evil Hearted You». Если в «Heart Full of Soul» герой просто жалобно молил некую девушку вернуться, то здесь уже попахивало мазохизмом. Парень откровенно унижался, стоя на коленях перед явно жестокосердной девицей. О сменах темпах, мажоре-миноре повторяться не буду. Скажу лишь, что хит снова получился отличный, хотя он и не столь известен, как два предыдущих.
Ну, а о дальнейшей истории группы и её хитов я расскажу во второй части статьи.
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...