Ян вернулся в Нидерланды в 1597 году, вступил в гильдию св. Луки Антверпена. В 1601—1602 годах — декан гильдии. Он был одним из ближайших друзей Питера Пауля Рубенса и его соавтором (самая выдающаяся картина двух великих художников — «Мадонна в цветах»).
Брейгель — необычайно разносторонний художник: он писал пейзажи, бытовые сценки, аллегорические и исторические полотна, батальные сцены и сцены охоты. Он был великолепный колорист, за что получил сразу несколько прозвищ: «Бархатный», «Райский», «Цветочный».
Несколько полотен Яна Брейгеля посвящены свадьбам. Одно из них — «Деревенская свадьба».
Сюжет картины: голубоватое небо, голубоватые невысокие горы. В небо втыкается шпиль небольшой церкви. В некотором отдалении справа народ танцует, водит что-то вроде хоровода. А во дворе церкви движется свадебная процессия.
Первым идет глашатай с барабаном: о свадьбе должна знать вся округа. За барабаном — жених с небольшим букетом цветов (видимо, дело было ранней весной). Жених, судя по его одежде и воротнику, — из служивых невысокого ранга. За ним — группа мужчин разного возраста: вероятно, среди них — отец жениха и его друзья.
Сопровождают процессию музыканты: скрипка, альт, виолончель. Скорее всего, их пригласили из соседнего городка.
Вслед за ними — невеста со своей свитой: в ее руках букетик (скромнее, чем у жениха), по ее правую руку — свидетель (наверное, покровитель и почетный гость, его выдает воротник и особая шляпа), по ее левую руку — отец (служивый попроще). Невеста — из дворян, об этом говорят шпаги. В свите жениха ни у одного человека шпаг нет. Значит, дворянка выходит замуж за служащего, за разночинца. Из этого может следовать только одно: у него есть деньги, а дворянская семья обеднела.
Не видно радости ни на лице невесты, ни на лицах ее свиты. Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание: невеста намного крупнее жениха. Все говорит о том, что это не просто свадебный обряд, это — документальное свидетельство смешения сословий: соединяются титул и деньги. Дети от этого брака будут дворянами, новоявленный супруг получит доступ в более высокий слой общества, а молодая и всем недовольная жена получит обеспеченную жизнь (наверное, так думают брачующиеся).
Процессия движется вокруг церкви. А около стен храма идут приготовления к похоронам: к стене прислонен крест, перед ним группа людей обсуждает подробности погребения (человек в зеленоватом одеянии, который стоит рядом с крестом — могильщик?). И здесь же, в сторонке сидят нищие, просят подаяние.
Казалось бы, все просто: люди женятся, празднуют. Но знаменитый художник — намеренно или случайно — отразил многообразие жизни: и свадьба по расчету, и нищета рядом с благополучием, и естественный конец всего живого — упокоение на кладбище.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...