Сами же армяне всегда называли эту гору Масис (от персидского «масист» — «самый большой»), а сопоставление её с Араратом сложилось не ранее XII века, да и то только в церковных кругах Армении. А в народных легендах и сказаниях Арарат оставался Масисом ещё и в XIX веке. Об этом упоминал в 1876 году в своих путевых заметках английский путешественник Джеймс Брайс:
«местным народам… Арарат не известен под таким названием».
Он считал, что это название стало распространяться среди местного населения только после того, как сюда стал проникать русский язык. Вот такая забавная версия. В том смысле, что к этой метаморфозе приложили руку и русские.
Мифов и легенд вокруг этой горы сложено множество. Но самая известная, конечно же, библейская — о Всемирном Потопе и о том, как мудрый старец Ной спасался от этого Потопа на своём ковчеге.
Реальность же более сурова. В дореволюционном учебнике географии России мы читаем:
«Въ послѣдній разъ вулканическія силы Арарата напомнили о себѣ въ 1840 г., когда погибло нѣсколько тысячъ человѣк въ окрестныхъ городахъ и селеніяхъ отъ потоков воды и грязи, хлынувшихъ съ Арарата, и отъ предшествовавшихъ имъ ударовъ землетрясенія».
Вернемся, однако, к территории, по которой мы собрались проехаться. Араратская область на западе граничит с Турцией, на юге — с Азербайджаном, остальные ее границы — с другими областями страны. Административный центр — город Арташат.
С территорией Араратской области напрямую связана легенда о принятии Арменией христианства. И самое известное место здесь — монастырь Хор Вирап.
Монастырь Хор Вирап
В равнинной части Армении, непосредственно у границы с Турцией, расположен культовый монастырь Хор Вирап, который построили на месте многолетнего заточения Григориса Лусаворича — Просветителя Армении.
От монастыря открывается прекрасный вид на Арарат, который находится на территории Турции. Монастырь Хор Вирап — живописный уголок со своей легендой и аурой.
С архитектурной точки зрения толстые стены и башни монастыря вполне типовые, и оживляет картину лишь высокий барабан церкви Аствацацин, построенной в XVIII веке.
В переводе с армянского, «хор вирап» — это «глубокая яма». Яма эта не простая, глубина её целых 6 метров. В ней по преданию 13 лет сидел Великий Григор. Сидел он там за то, что его отец по имени Анак был цареубийцей. А посадил его в яму царь Трдат III, чьего отца убил отец Григора.
Такой вот заковыристый сюжет придумали церковники. А главная деталь в этой сказке — был Григор христианином. Однако все по порядку…
Если послушать словоохотливую бабулю, что сидит у входа в монастырь, дело было так:
«Не знаешь, так слушай. Под нашей церковью есть огромная яма. Ты обязательно спустись туда. Не бойся, лестница трясется, но не срывается. Столько лет живу, не помню, чтобы кто-нибудь туда провалился. В стародавние времена в ту яму сажали преступников. Такая у них казнь была. Царь Трдат, прости его Господи, посадил туда Григора Лусаворича. Тот прожил в яме 13 лет. Там и умер, там и похоронен. Могила там есть. Постой. Или я напутала чего… Или Трдата там похоронили… Да какая разница…»
Это — глас народа, так сказать. Кто-то сидел, кто-то умер — да какая разница…
А вот что повествует информационное табло, установленное близ церкви Св. Григора:
«Взошедши на патриарший трон… он (Нерсес III) построил церковь над священной ямой, где мучился среди ядовитых насекомых преданный апостол Бога Святой Григор, который раздробил голову чудовища и вывел армянский народ из страшной темноты идолопоклонства к сияющему свету Божьему».
Так доносит до нас историю Григора Лусаворича католикос (и, по совместительству, церковный историк) Ованнес Драсханакертци. Немного пафосно, но, надо полагать, искренне (а как иначе, католикос всё-таки).
Если заглянуть ещё глубже, то можно узнать, что всё началось немного раньше, когда в царя Трдата за совершённые им прегрешения вселился бес. А главное прегрешение его состояло в том, что положил он глаз на одну христианку, девицу Рипсимэ, а она ему отказала, за что была казнена вместе со своими подругами.
«Житие и история святого Григора» Агатангелос (V век) гласит:
«…когда царь (Трдат) сел в колесницу и собирался выехать за город, он был сражен и выброшен из колесницы омерзительным бесом. И тут же на него нашло бешенство, и он стал сам себя поедать. Подобно царю вавилонян Навуходоносору, потеряв человеческую природу, он в облике кабана, как один из них отправился к ним, жить вместе с ними. Войдя в камыши, он стал травоядным и, совершенно лишенный разума, носился по полям, истязая свое нагое тело. Хотя и [люди] пытались удержать его в городе, но не смогли, во-первых, из-за [его] природной силы, и во-вторых, [так как] была еще и сила бесов, вселившихся в него».
Очень переживала за своего непутёвого братца сестра его Хосровадухт. И было ей видение, что нужно выпустить из темницы Григора — и он исцелит царя, что она и сделала. Выпустила Григора, исцелил он царя Трдата, последний уверовал в Христа, и отправились они с Григором на пару обращать в христианство свою страну. Было все это в 301 году.
Вот примерно так все излагается. Дело обычное и весьма знакомое. Все церковные легенды сотканы на один манер, что в Армении, что на Руси. Хочешь — верь, не хочешь — не верь.
Много воды утекло с тех пор, и в 642 году католикос Нерсес III по прозвищу Строитель повелел соорудить над ямой часовню в честь Григория Лусаворича. Так и возник Хор Вирап — материальное воплощение легенды о христианизации Армении.
Если же нарисовать канву истории крупными мазками, то получается, что сама по себе Армения никогда бы не приняла христианства. Оно было насажено насильно из Рима с целью оторвать её от древневосточных цивилизаций и использовать против них. Извечная вражда Греции и Рима с Востоком не прекращалась никогда, и Армения часто играла роль дубинки то в одних руках, то в других.
Известно, что сопротивление христианству со стороны как простого народа, так и некоторых князей было длительным и ожесточённым, а пафос Аварайрской битвы состоит вовсе не в защите христианства и борьбе армян с зороастризмом. Это была чисто национальная борьба за свободу и независимость от кого бы то ни было.
Царь Трдат III, так же как и его ближайший сподвижник Григорис Лусаворич, представлял проримскую оппозицию, к которой примкнули некоторые князья. Со временем они взяли верх над парфяно-персидской и христианство укоренилось в Армении.
После смерти Трдата III в 330 году власть перешла к его сыну Хосрову, который за свой малый рост получил прозвище Котак (малый, короткий). Именно он начал постройку новой столицы Двин в равнинной части Араратской области неподалёку от Арташата (как ни странно, но из 12 столиц Армении до нашего времени не сохранилось ни одной — только развалины).
А вот горную часть современной Араратской области Хосров засадил дубовыми лесами и сделал из неё царские охотничьи угодья. Ныне это зона Хосровского заповедника.
Монастырь Карапет на горе Урц
Монастырь Ованнес Карапет расположен в горной части Араратского марза (ну то есть области), поэтому сюда редко добираются туристы.
Можно пройти пешком из посёлка Ланджанист. Это около 5 км, круто и нужно знать куда идти. Можно по дороге из посёлка Лянджар. Это подольше, но дорога выведет. По ней можно и доехать на частной машине.
Согласно одной из надписей, монастырь Ованнес Карапет на северном склоне горы Урц был основан в начале XIV веке Орбелянами в качестве их родовой усыпальницы.
Церковь Аствацацин была выстроена в 1301 году — как раз к 1000-летию принятия Арменией христианства. Заказчиком был сын князя Тарсаича Орбеляна князь Джалал.
Зодчий, как обычно это случается в Армении, строя церковь, строго следовал сложившимся правилам, а вот алтарь воздвиг на свой вкус весьма необычный и замечательный.
То же можно сказать и про барельефы западного портала.
К сожалению, от всего монастыря уцелел только главный храм, а вот притвор и двухэтажная церковь-усыпальница ныне представляют только живописные развалины.
В силу своей труднодоступности этот монастырь, как и многие другие, куда мы добирались в обход традиционных туристских троп, я отношу к категории «народных». То есть здесь нет священника, нет и прихода, а всё внутреннее убранство составляют скромные дары редких посетителей.
Зато здесь напрямую ощущается дух истории и нет «прилизанных» и осовремененных построек на потребу массовому туристу.
Да, стоит упомянуть для сведения: самые распространённые посвящения храмов в Армении — Иоанну Крестителю (Ованнес Карапет), Богоматери (Аствацацин) и Иисусу Христу (Аменапркич).
На этом мы закончим беглое путешествие по Араратской области Армении.
Следующий пункт нашего путешествия — Вайоцдзор. Там расположен знаменитый монастырь Нораванк и много других мест, которые обязательно стоит посетить.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...