Борис Рохленко Грандмастер

Питер де Хох, «Женщина и служанка во внутреннем дворике». Чем они заняты?

Название этой работы Питера де Хоха точно определяет, что действие сюжета картины происходит за домом, на площадке для хозяйственных надобностей. Она вымощена кирпичом, здесь есть водяная колонка, видно неглубокий желоб для стока, выложенный блоками.

Питер де Хох, «Женщина и служанка во внутреннем дворике», фрагмент картины

Чуть подальше от зрителя — деревянный забор с довольно странной аркой слева. За забором — кусочек земли с зеленым кустом поодаль и голым стволом поближе к зрителю (голый ствол — не то осень, и все листья опали, не то весна, и вот-вот распустятся почки; во всяком случае, не жарко — все персонажи довольно тепло одеты).

Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, 1660, 73.7×62.6 см, National Gallery, Лондон, Англия
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, 1660, 73.7×62.6 см, National Gallery, Лондон, Англия

Справа — забор, за которым видно соседнее строение, чуть подальше — будка с открытыми ставнями и нечто похожее на выход, украшенный аркой с колоннами. В высокую странную арку видна бетонированная дорожка к еще одной арке и к лестнице, которая, надо полагать, ведет на улицу.*

Справа у обреза картины — распахнутые ставни, открытое окно и дверь (дверь, видимо, ведет в хозяйственную пристройку). Возле кирпичной беленой стены — водяной насос, перед ним — бадья, деревянное ведро.

Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Водяная колонка и водосток»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Водяная колонка и водосток»

Дом знавал когда-то хорошие времена. Что произошло — неясно (хозяин умер от болезни? погиб? не вернулся из плавания?). Очевидно, что нет дома мужской хозяйской руки. А женщина, видимо, не знает, как остановить надвигающиеся неприятности: крыша над пристройкой потихоньку разрушается, на черепице лежат жерди, которые должны удержать ее от сползания вниз. Дворик мощеный, но кладка настолько старая, что почва под ней просела и видны волны.

Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Крыши»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Крыши»

Только что по лестнице* спустился длинноволосый мужчина, он направляется во двор. Судя по одежде (шляпа, белый отложной воротник, перекинутый через левую руку плащ, какие-то пряжки на башмаках), он не из крестьян. Скорее всего, мастеровой: может быть, портной, может быть, шляпник (а хорошо бы — ювелир или торговец).

Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Гость»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Гость»

Хозяйка, похоже, не в парадном одеянии: на ней черный жакет с белой оторочкой и обшлагами, завязанный наглухо головной платок, платье неопределенного цвета.

Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Платье»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Платье»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Головной убор»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Головной убор»

Ее вытянутая вперед правая рука говорит о том, что она дает указания служанке, которая перед ней почти распласталась: только что извлекла из казана сваренную рыбу, еще пар виден (странно, что нет никакого столика, чтобы удобно было что-то приготовить). И зачем нужно было из дома, где стоит варочная плита, выносить котел на улицу? Чтобы рыба быстрее остыла?

Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Кухарка с рыбой»
Питер де Хох, Женщина и служанка во внутреннем дворике, фрагмент «Кухарка с рыбой»

Несомненно, что сейчас блюдо с рыбой служанка отнесет в дом, постелит на стол свежую скатерть, поставит тарелочки и бокалы, разложит вилки, нарежет хлеб, вынесет из погреба кувшин с элем. Может быть, и пирог состряпан по такому случаю. А хозяйка усадит гостя (принарядится? или нет? скорее — да), сядет рядом, нальет ему и себе. О чем они будут говорить? О радостях и заботах, и об этом, и о том, и о сём, и о другом…

* Лестница в картине обозначает наличие возвышенности, небольшого холма (может быть, 2−3 метра высотой). Это списано с натуры или таким образом художник обозначил рамки изображенного? Возможно и то, и другое.

Обновлено 6.07.2018
Статья размещена на сайте 4.07.2018

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: